г. Калуга |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А68-537/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Козелкина И.И. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Брусенцовой Е.Н. (дов. N 1 от 12.01.2015); |
от ответчика |
Шиенкова К.В. (дов. от 10.02.2015); |
от третьего лица |
представитель не явился, извещен надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Фомина А.В., Тульская область, на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.07.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по делу N А68-537/2014,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее - Министерство, истец), ОГРН 1077107000596, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к индивидуальному предпринимателю Фомину Александру Владимировичу (далее - ИП Фомин А.В., ответчик, предприниматель), Тульская область, ОГРНИП 310715429100224, о понуждении прекратить заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту "Тула-Москва" в границах Тульской области, до получения предпринимателем согласия Министерства на открытие маршрута и внесения согласованного паспорта маршрута в реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.07.2014 (судья Косоухова С.В.) исковые требования удовлетворены.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд на основании п. 4 ч. 4 ст. 270, ч. 6.1. ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ПИК".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Федин К.А.) решение Арбитражного суда Тульской области от 04.07.2014 отменено. Исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ИП Фомин А.В. подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Управлением государственного автодорожного надзора по Тульской области на основании приказа от 02.12.2013 N 989/07 во исполнение плана совместных мероприятий проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что на маршруте "Тула - Москва", проходящем, в том числе по территории Тульской области, осуществляет пассажирские перевозки ИП Фомин А.В., имеющий лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), используя транспортные средства марок FORD с государственными регистрационными знаками: М 471 HP/71, М 705 КР/71 (рапорты от 05.12.2013 N б/н, от 24.12.2013 N 207).
Министерством установлено, что ИП Фомин А.В. в нарушение положений Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178, не подавал в Министерство документы для получения согласия на открытие маршрута "Тула - Москва", перечисленные в пунктах 6, 7 указанного Порядка. Данный маршрут предпринимателю не согласовывался. Предприниматель не значится в качестве перевозчика по маршруту "Тула - Москва" в реестре регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, сформированном Управлением автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по состоянию на 30.12.2013 и размещенном на сайте Российского автотранспортного союза.
Полагая, что ИП Фомин А.В., оказывая услуги по перевозке пассажиров и багажа на межсубъектном маршруте "Тула - Москва" с нарушением закона, без согласования с Министерством и без оформленного в установленном порядке и внесенного в реестр автобусных маршрутов паспорта маршрута создает потенциальную опасность причинения вреда для неопределенного круга лиц, Министерство обратилось в Арбитражный суд Тульской области с настоящим иском, который был удовлетворен.
Отменяя решение Арбитражного суда Тульской области от 04.07.2014 и переходя к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решением арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу затрагиваются права и законные интересы ООО "ПИК", имеющего паспорт маршрута N 771 "Тула-Москва", выданный в установленном законом порядке, и с которым ИП Фомин А.В. заключил договор N 1Ф от 17.02.2014 взаимного возмездного оказания услуг по перевозке пассажиров.
Рассмотрев требования Министерства по существу, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения и обязал предпринимателя прекратить заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту "Тула-Москва" в границах Тульской области, до получения предпринимателем согласия Министерства на открытие маршрута и внесения согласованного паспорта маршрута в реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Согласно п.п. 12 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Вопросы организации работы автомобильного транспорта на маршрутах, проходящих по территории нескольких субъектов Российской Федерации, относятся к ведению Российской Федерации и урегулированы Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций.
Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 Порядка).
Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (п.16 Порядка).
Согласно п. 4 Порядка инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица.
В силу п. 6 Порядка для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.); расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту; размер платы за проезд и провоз багажа; график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
В соответствии с п. 7 Порядка для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации рассматриваются следующие документы: заявка на открытие маршрута с указанием для юридического лица наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета, для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность; копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; копия лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом; документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств; документы, перечисленные в пункте 6 настоящего Порядка.
Представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия (п. 8 Порядка).
В соответствии с п. 9 Порядка после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута (форма прилагается), после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
В силу п. 10 Порядка согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику.
В соответствии с п. 12 Порядка отправление (прибытие) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации производится, как правило, с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также с мест, специально отведенных для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующим образом оборудованных.
Из анализа приведенных норм суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на межсубъектном маршруте перевозчик вправе только после согласования его с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, при условии оформления паспорта межсубъектного маршрута и внесения его в реестр автобусных маршрутов.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на договор N 1Ф от 17.02.2014 взаимного возмездного оказания услуг по перевозке пассажиров, заключенного предпринимателем с ООО "ПИК", была известна суду апелляционной инстанции, оценивалась им и отклонена по основаниям, приведенным в постановлении апелляционного суда. При этом апелляционным судом установлено, что перевозка пассажиров в декабре 2013 года осуществлялась предпринимателем от своего имени и в отсутствие оформленного в установленном порядке паспорта маршрута, что усматривается из путевых листов за декабрь 2013 года. Кроме того, в материалы дела представлены таким же образом оформленные путевые листы от 10.05.2014 и 13.05.2014, из которых следует, что предприниматель по состоянию на указанные даты продолжал осуществлять перевозки по маршруту "Тула - Москва".
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по делу N А68-537/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.