г. Калуга |
|
22 апреля 2015 г. |
Дело N А36-2577/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.04.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
||
судей |
Сладкопевцевой Н.Г. Толкачевой И.Ю. |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Аликановой Л.Д. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца ООО "ГЭСК": |
представитель Гладышева Е.Н., по доверенности N 79 от 17.04.2015; представитель Губарев В.А., по доверенности N 78 от 17.04.2015; |
||
|
|
||
от ответчика ОАО "ЛГЭК": |
представитель Дулин А.А., по доверенности от 11.12.2013 N 333; |
||
от третьих лиц: |
|
||
Управление энергетики и тарифов Липецкой области: |
представитель Ольхов А.П., по доверенности от 30.08.2012 N 01-8; |
||
ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Липецкэнерго: |
представитель Воронов Б.К., по доверенности N 142 от 09.02.2015; |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу ООО "Городская энергосбытовая компания", г. Липецк, на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.09.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 по делу N А36-2577/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", ОГРН 1054823002936, ИНН 4822001340, (далее - ООО "ГЭСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания", ИНН 4822001170, ОГРН 1044800169160, (далее - ОАО "ЛГЭК", ответчик) о понуждении к заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление энергетики и тарифов Липецкой области и открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" (далее также - Управление, ОАО "МРСК Центра", третьи лица).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.09.2014 в иске отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.09.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "ГЭСК" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.09.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 и принять по делу новый судебный акт.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории г. Липецка и Липецкого района (постановление Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 12.08.2011 N 36/1).
11.03.2014 истец обратился к ответчику с просьбой заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых истцом потребителей электроэнергии, представив проект договора.
Ответчик направил в адрес истца письмо N 2201 от 19.03.2014, в котором предложил предоставить недодающие сведения.
04.04.2014 истец направил в адрес ответчика письмо N 3379-11 с пояснениями относительно сведений, переданных ранее, а именно: о том, что величина максимальной мощности, а также реквизиты потребителей указаны в приложениях к заявлению и предложил предоставить свой проект договора либо в соответствии со ст. 445 ГК РФ протокол разногласий к проекту договора ООО "ГЭСК".
29.04.2014 ответчик направил истцу отказ в заключении договора со ссылкой на отсутствие установленного для ОАО "ЛГЭК" котлового тарифа для взаиморасчетов по данному договору и отсутствие в связи с этим обстоятельством статуса сетевой организации.
Не согласившись с таким отказом, ссылаясь на то, что ответчик является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также указывая на то, что договор об оказании услуг по передаче является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.;).
В силу п. 1 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Пунктом 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") определено, что договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным для заключения сетевой организацией.
Разделом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила N 861), установлено, что на сетевой организации лежит обязанность рассмотреть заявку потребителя, направить ему проект договора и заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из вышеизложенного, понудить к заключению договора, можно только сетевую организацию.
Согласно п. 5 Правил N 861 в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее -опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
В соответствии с п. 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения указанных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
С учетом системного толкования положений Правил N 861, организация получает статус сетевой при наличии одновременно двух условий, а именно: она должна владеть на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, и должна иметь тариф, необходимый для расчета с потребителями ее услуг.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что договорные взаимоотношения между ООО "ГЭСК", ОАО "ЛГЭК" и филиалом ОАО "МРСК Центра" урегулированы следующими договорами:
- договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ООО "ГЭСК" (гарантирующим поставщиком) и филиалом ОАО "МРСК Центра" в интересах обслуживаемых ООО "ГЭСК" потребителей электроэнергии от 25.01.2008 N 11, со сроком начала действия с 01.01.2008;
- договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ОАО "ЛГЭК" и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" в интересах обслуживаемых ООО "ГЭСК" потребителей электроэнергии от 04.12.2007, со сроком начала действия с 01.01.2008.
Данные договоры были заключены в соответствии с Правилами N 861 с учетом введения котлового метода расчета на услуги по передаче электрической энергии (Информационное письмо ФСТ РФ от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12).
В силу действующей схемы договорных взаимоотношений между сетевыми организациями и соответствующей данной схеме модели тарифного регулирования (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 31.07.2007 N 138-э/б) на филиал ОАО "МРСК Центра"-"Липецкэнерго" возложены функции по аккумулированию денежных средств, получаемых от гарантирующих поставщиков за передачу электроэнергии обслуживаемым ими потребителям по тарифу, учитывающему расходы всех сетевых организаций, с последующей передачей сетевым организациям части полученных средств по установленным для них индивидуальным тарифам.
Таким образом, как верно указано судами, в существующей схеме расчетов единый котловой тариф для расчета с конечными потребителями, гарантирующими поставщиками ОАО "ЛГЭК" не установлен, в связи с чем ОАО "ЛГЭК" не приобрело статуса сетевой организации по отношению к ООО "ГЭСК".
Истец в обоснование своей правовой позиции ссылается на обязанность ОАО "ЛГЭК" обратиться в регулирующий орган для установления тарифа. Однако данный довод не основан на действующих нормативных актах для спорных правоотношений.
В соответствии с п/п 3 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования N 1178), в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят: цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф): индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Согласно п. 52 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, индивидуальные тарифы для смежных сетевых организаций рассчитываются исходя из сложившихся между сетевыми организациями договорных отношений.
Информацию по договорным отношениям сетевые организации предоставляют в Управление энергетики и тарифов Липецкой области в составе пакета на регулирование индивидуального тарифа в срок до 1 мая года, предшествующего регулированию, в соответствии с п. 12 Правил государственного регулирования цен в электроэнергетике, утвержденных Постановлением N 1178, а также в соответствии с п/п 13 п. 2 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного Приказом ФСТ России от 28 марта 2013 г. N 313-э.
Для ОАО "ЛГЭК" Управлением энергетики и тарифов Липецкой области ежегодно устанавливается индивидуальный тариф для взаиморасчетов с филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго". Данный тариф рассчитывается исходя из существующей на территории области с 2008 года договорной конструкции между смежными сетевыми организациями и сбытовыми компаниями: при поступлении платежей потребителей по заключенным договорам на услуги по передаче электрической энергии только в одну сетевую организацию (филиал ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго").
Соответственно, ОАО "ЛГЭК" имеет единственный тариф за оплату своих услуг - индивидуальный тариф для взаиморасчетов с филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго", который не может быть применим во взаимоотношениях с иными потребителями.
Действующее законодательство не содержит обязанности организации, владеющей на праве собственности или ином законном праве электросетевым имуществом, обратиться в государственный регулирующий орган за установлением тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Из содержания п.п. 5, 6 Правил N 861 следует, что в случае отсутствия такого тарифа организация обязана лишь беспрепятственно пропускать электрическую энергию через свои сети и не вправе претендовать на оплату услуг.
В настоящем случае, при вышеизложенных обстоятельствах, истец вправе требовать заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах своих потребителей от сетевой организации, то есть ОАО "МРСК Центра", к сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электроэнергии для потребителей - ОАО "ЛГЭК".
Однако в данной ситуации такой договор заключен и действует на момент рассмотрения спора.
В отношении конечных потребителей, чьи интересы должно представлять ООО "ГЭСК", услуга по передаче электроэнергии урегулирована с ОАО "МРСК Центра" - договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.01.2008 N 11. Расчет осуществляется по установленному для ОАО "МРСК Центра" тарифу. Кроме того представители ответчика и третьих лиц пояснили, что названный тариф действует, экономически обоснован и никем не оспорен, истец данное утверждение также не опроверг.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.11.2013 по делу N А36-1023/2013 на основе анализа выше приведенных норм права установлено, что ОАО "ЛГЭК" по отношению к ООО "ГЭСК" не является сетевой организацией, поэтому не обязано заключать с ним договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
В частности, названным судебным актом установлено, что "гарантирующий поставщик не является потребителем услуг по передаче электроэнергии, как указано в определении, данном Основными положениями N 442 (Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442).
Следовательно, он имеет право обратиться в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии только в интересах потребителей, заключающих с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения. При этом по потребителям ООО "ГЭСК", по точкам поставки которых ООО "ГЭСК" обратилось к ОАО "ЛГЭК" для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, договора энергоснабжения уже существуют, вопрос оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителей урегулирован ранее с филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго".
Действующее законодательство не предусматривает возможность выступить гарантирующему поставщику инициатором изменения существующих договорных отношений по услугам по передаче электрической энергии в собственных интересах".
На основании вышеизложенного арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "ЛГЭК" по отношению к ООО "ГЭСК" не является сетевой организацией, поэтому не обязано заключать с истцом договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Кроме того, из отзыва Управления энергетики и тарифов Липецкой области на настоящую кассационную жалобу следует, что на территории Липецкой области, начиная с 2008 года, принята к регулированию тарифная модель на услуги по передаче электрической энергии по методу "котел сверху", согласно которому устанавливается единый тариф на услуги по передаче для потребителя и индивидуальные тарифы для всех сетевых компаний, по сетям которых поставляется электрическая энергия для потребителя. Единый "котловой тариф" устанавливается для одной сетевой организации, являющейся "котлодержателем". На территории Липецкой области - это ОАО "МРСК Центра"-"Липецкэнерго".
При этом интересы потребителей данной схемой поставки электрической энергии и сложившимися договорными отношениями не нарушаются. Доказательств обратного ООО "ГЭСК" в материалы дела не представило.
Следовательно, довод кассатора о нарушении равенства гражданских прав сторон по делу, несостоятелен и обоснованно не принят во внимание арбитражными судами.
На основании вышеизложенного, арбитражными судами сделан правомерный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, приведенные им в кассационной жалобе, выражают лишь несогласие с существующей схемой поставки электрической энергии, а также с выводами арбитражных судов, в том числе по вступившему в силу судебному акту по делу N А36-1023/2013, и сводятся к пересмотру установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных ими, с соблюдением норм процессуального права, доказательств, что согласно главы 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции, которая не наделена в силу статей 288, 286 Кодекса полномочиями по переоценке доказательств и установленных на их основе обстоятельств.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.09.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 по делу N А36-2577/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.