г.Калуга |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А62-5617/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 31 августа 2015 г. N 310-АД15-8088 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Стодолищенский жилищно-эксплуатационный участок" (ОГРН 1096712000241, ИНН 6712009050, 1-ый Советский пер., д. 10А, п. Стодолище, Починковский район, Смоленская область, 216470): Шувалова М.М. - директора, действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ от 08.08.2014 N 896; Никитенкова Р.Н. - представителя, действующего по доверенности от 22.09.2014 без номера;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (ОГРН 1046758325118, ИНН 6730054024, Николаева ул., д. 12б, г. Смоленск, 214004): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стодолищенский жилищно-эксплуатационный участок" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2014 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 (судьи Федин К.А., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А62-5617/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стодолищенский жилищно-эксплуатационный участок" (далее по тексту - Общество, ООО "Стодолищенский ЖЭУ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.08.2014 N 103/2014 о назначении административного наказания, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (далее также - Управление), о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 упомянутое решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 07.10.2014 и постановление от 26.11.2014 отменить.
В отзыве на жалобу Управление указало на правомерность выводов судов двух инстанций о виновности ООО "Стодолищенский жилищно-эксплуатационный участок" в совершенном административном правонарушении.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
Управление просило рассмотреть жалобу в его отсутствие, в связи с чем жалоба рассмотрена отсутствие представителей Управления согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, отзыве на нее, выслушав объяснения представителей Общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, на основании приказа Управления от 06.08.2014 N 110/км проведена рейдовая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Починковского района Смоленской области.
По итогам рейдовой проверки составлен акт обследования территории от 07.08.2014, в котором отражено, что на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду не осуществляется мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами; объект размещения отходов (свалка ТБО) не внесен в ГРОРО.
При проведении мероприятий по контролю установлено, что свалка эксплуатируется ООО "Стодолищенский ЖЭУ" на основании соглашений на эксплуатацию свалки в районе д. Прилеповка от 01.07.2009, от 01.07.2014, заключенных с Администрацией Стодолищенского сельского поселения Починковского района Смоленской области.
07.08.2014 в присутствии директора Общества Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 053/2014/э и 15.08.2014 вынесено постановление N 103/2014, которым ООО "Стодолищенский ЖЭУ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Стодолищенский ЖЭУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанным, однако признал несоответствующим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, вывод суда первой инстанции, о том, что объект размещения отходов - свалка ТБО возле д. Прилеповка Починковского района должен быть внесен в ГРОРО.
При этом суд первой инстанции и апелляционный суд признали правомерным привлечение Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за отсутствие мониторинга состояния окружающей среды на территории указанного выше объекта размещения отходов.
Между тем, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды проводится на территориях объектов размещения отходов.
Согласно положениям статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Судом установлено, что земли возле деревни Прилеповка, отведенные под мусоросвалку, переданы Обществу на основании постановления Стодолищенской сельской администрации от 11.08.1999 N 27.
ООО "Стодолищенский ЖЭУ" получена лицензия от 23.04.2010 N ОП-04-000844 (67) на деятельность по размещению опасных отходов на свалке ТБО, расположенной по адресу: Смоленская область, Починковский район, Стодолищенское с/п, 570 м севернее д. Прилеповка.
Однако из акта рейдовой проверки, протокола об административном правонарушении, постановления Управления о привлечении к административной ответственности, а также из материалов дела не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, поэтому оно не является субъектом обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 12 настоящего Закона и привлечение его к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ нельзя признать законным.
Учитывая, что выводы судов постановлены при неправильном толковании норм материального права, однако фактические обстоятельства дела установлены полно, судебные акты подлежат на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу N А62-5617/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области от 15.08.2014 N 103/2014.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО "Стодолищенский ЖЭУ" получена лицензия от 23.04.2010 N ОП-04-000844 (67) на деятельность по размещению опасных отходов на свалке ТБО, расположенной по адресу: Смоленская область, Починковский район, Стодолищенское с/п, 570 м севернее д. Прилеповка.
Однако из акта рейдовой проверки, протокола об административном правонарушении, постановления Управления о привлечении к административной ответственности, а также из материалов дела не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, поэтому оно не является субъектом обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 12 настоящего Закона и привлечение его к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ нельзя признать законным.
...
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу N А62-5617/2014 отменить."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 апреля 2015 г. N Ф10-412/15 по делу N А62-5617/2014