город Калуга |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А09-8137/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 12.05.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Солодовой Л.В. |
|
Гриднева А.Н. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Общество с ограниченной ответственностью " Группа промышленных предприятий Литий" ОГРН 1023201287372 ИНН 3235001512 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от ответчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области" ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ОГРН 1043244052092 ИНН 3250057365
от третьего лица:
Управление имущественных отношений Брянской области
Правительство Брянской области |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А09-8137/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа промышленных предприятий Литий" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление) об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:29, площадью 2 467 кв. метров, расположенного по адресу: г. Брянск, пр. Московский, д. 106 на кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 1 880 000 рублей и внесении в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости (с учетом уточненных исковых требований).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют управление имущественных отношений Брянской области, Правительство Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2014 (судья Дюбо Ю.И.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 г. (судьи Капустина Л.А., Рыжова Е. В., Волкова Ю.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042709:29, площадью 2 467 кв. метров, расположенного по адресу: г. Брянск, пр. Московский, д. 106 на основании заключенного с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации договора аренды от 18.01.2007 N 37724.
В настоящее время полномочия арендодателя осуществляет управление имущественных отношений Брянской области.
30.11.2012 Постановлением администрации Брянской области N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012.
Кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составила 2 906 027 рублей 32 копеек.
Полагая, что указанная стоимость завышена, общество обратилось в ООО "Деловое партнерство", которое составило отчет. Согласно этому отчету рыночная стоимость земельного участка на дату проведения актуализированной кадастровой оценки - 01.01.2012 - равна 1 980 000 рублей.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в сведениях государственного кадастра недвижимости, превышает его рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, доводы сторон, и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Ввиду того, что кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы арендатора земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Принимая во внимание вышеизложенное, в совокупности с положениями главы III. 1 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Судом установлено, что кадастровая оценка спорного участка определена по состоянию на 01.01.2012, ее результаты утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112.
По ходатайству истца судом была назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельного участка по состоянию на 01.01.2012, проведение которой было поручено ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки".
Согласно заключению эксперта ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" от 29.09.2014 N 32714 ОЦ, величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 1 880 000 рублей.
Вышеуказанное экспертное заключение, в отсутствие сомнений в обоснованности заключения экспертизы или наличия противоречий в выводах эксперта, было принято судом в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости спорных земельных участков.
Оспаривая достоверность экспертизы, Правительство Брянской области в нарушение ст. 65 АПК РФ не представило документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных участков является иной.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 # 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А09-8137/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.