г. Калуга |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А68-2616/2014 |
Резолютивная часть постановления изготовлена: 25.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 01.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании: |
Гриднева А.Н. Сорокиной И.В. Леоновой Л.В. |
от истца: Открытое акционерное общество "Плутон"
от ответчика: Администрация муниципального образования Одоевский район
от третьих лиц: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области
Муниципальное образование рабочий поселок Одоев Одоевского района в лице администрации муниципального образования рабочий поселок Одоев Одоевского района |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Плутон", на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2015 по делу А68-2616/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Плутон" (ОГРН 1027739057356), обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Одоевский район (ОГРН 1027103471680) о возложении обязанности принять жилой фонд - здание, расположенное по адресу: Тульская область, Одоевский район, поселок Одоев, улица Ленина, дом 6
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.10.2014 (судья Литвинов А.В.) оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2015 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Тучкова О.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Ссылаясь на нарушение норм материального права, ОАО "Плутон" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика, в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия считает, что судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 1985 году Одоевским филиалом завода "Плутон" после реконструкций бывшего детского сада было принято в эксплуатацию общежитие, расположенное по адресу: поселок Одоев, улица Ленина, N 8.
До 06.08.1986 общежитие имело адрес: поселок Одоев, улица Ленина, дом 8, однако, вследствие изменения нумерации дому был присвоен N 6.
Решением Комитета по управлению имуществом Российской Федерации от 31.03.1993 N 534-р был утвержден план приватизации государственного предприятия "Плутон".
В пункте 8 подраздела II первого раздела плана приватизации указан укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации, в который вошли пионерский лагерь, детский сад, столовая, медсанчасть и жилой фонд.
Поскольку спорный объект после реконструкции детского сада принят в эксплуатацию как общежитие, следовательно, относится к жилому фонду, в связи с чем не включен в перечень приватизированного имущества.
Пунктом 8 второго раздела плана приватизации установлено, что объекты социальной сферы, указанные в пункте 8 подраздела II первого раздела плана, передаются АО "Плутон" в хозяйственное ведение и финансируются им из собственных источников.
Ссылаясь на то, что спорный объект не подлежал приватизации и не был включен в уставной капитал акционерного общества, является государственной собственностью и подлежит передаче в ведение администрации по месту нахождения объекта в силу закона, ОАО "Плутон" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствуясь п.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П пришли к выводу о том, что при безвозмездной передаче в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу и нельзя принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Между тем, судами не учтено следующее. В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
Согласно пп.1 п.1 приложения N 3 к Постановлению объекты жилищного фонда независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе и организация содержания муниципального жилого фонда.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен п. 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Спорный объект в соответствии с вышеназванными нормами не относятся к категориям объектов, относящихся к федеральной собственности, в связи с чем подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность поселения, на территории которого оно находится.
Неправильное применение к спорным правоотношениям норм материального права повлекло неполное выяснение обстоятельств, подлежащих установлению в рассматриваемом деле. Указанные нарушения могут быть устранены при новом рассмотрении в суде первой инстанции.
Данные обстоятельства являются основанием для отмены решения Арбитражного суда Тульской области от 16.10.2014 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2015 с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу п.3 ч.1 ст.287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку всем представленным в материалы дела доказательствам, и доводам, и, установив все значимые для дела обстоятельства, разрешить спор правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч.1-2 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 16.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2015 по делу N А68-2616/2014- отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Гриднев |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.