г. Калуга |
|
3 июня 2015 г. |
Дело N А54-4114/2014 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Чаусовой Е.Н |
от ОАО "ИЖЕСЛАВЛЬ" 390047, г.Рязань, п.Соколовка ОГРН 1026200698952 |
не явились, извещены надлежаще |
от МИФНС России N 3 по Рязанской области 390046, г.Рязань, ул.Горького, д.1 ОГРН 1046213016409
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала 390006, г.Рязань, ул.Крупской, д.17
от УФНС России по Рязанской области 390013, г.Рязань, пр-д Завражнова, д.5 ОГРН 1046209031857 |
Прошлякова А.В. - представитель, дов. от 23.10.14г. б/н
не явились, извещены надлежаще
Преснякова А.А. - представитель, дов. от 24.12.14г. N 2.6-21/15226 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ИЖЕСЛАВЛЬ" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.12.14г. (судья И.А.Стрельникова) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.15г. (судьи Н.В.Еремичева, Н.В.Заикина, К.А.Федин) по делу N А54-4114/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИЖЕСЛАВЛЬ" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения МИФНС России N 3 по Рязанской области (далее - налоговый орган) от 15.05.14г. N 2881.
Определением Арбитражного суда Рязанской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала, Управление ФНС России по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.12.14г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.15г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Налоговый орган и УФНС России по Рязанской области в отзывах на жалобу просят оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывов, выслушав представителей налогового органа и УФНС России по Рязанской области, поддержавших доводы отзывов, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки уточненной налоговой декларации Общества по земельному налогу на 2011 год (акт от 28.03.14г. N 16564). Основанием для его принятия явился вывод налогового органа о неправомерном исчислении Обществом налога с кадастровой стоимости земельного участка, определенной решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.13г. по делу N А54-9230/2012.
Решением УФНС России по Рязанской области от 02.07.14г. N 2.15-12/07233 решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции признал оспариваемый ненормативный соответствующим закону, согласившись с доводами налогового органа о том, что установление решением суда рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, однако данное обстоятельство не является основанием для перерасчета налоговых обязательств Общества. Помимо этого суд отверг доводы Общества об отсутствии обязанности по уплате земельного налога в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции данные выводы поддержал.
Данные выводы суд кассационной инстанции находит правильными, соответствующими положениям ст.391 НК РФ и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.11г. N 913/11.
Вместе с тем, по мнению суда кассационной инстанции, судами не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, Общество имеет в бессрочном (постоянном) пользовании земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110025:184 по адресу г.Рязань, р-н Песочня, 5 (Октябрьский район) и в силу п.1 ст.388 НК РФ является плательщиком земельного налога.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Принимая решение по существу спора, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка по состоянию на 01.01.11г. была верно определена налоговым органом на основании Постановления Правительства Рязанской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" от 25.11.09г. N 324.
Однако, как следует из материалов дела, по состоянию на 01.01.11г. сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в органе кадастрового учета отсутствовали (т.1 л.д. 98). Справка о кадастровой стоимости спорного земельного участка от 16.06.10г., выданная Обществу Комитетом по земельным ресурсам администрации г.Рязани, на которую сослался суд первой инстанции, не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства кадастровой стоимости, поскольку в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.07г. N 221-ФЗ Комитет не является органом, уполномоченным вести кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе определять или учитывать кадастровую стоимость земельных участков.
В силу п.13 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.01г. N 137-ФЗ в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли. Необходимость применения нормативной цены земли в данном случае разъяснена также в п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" от 23.07.09г. N 54.
Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции, сослался на то, что согласно пункту 3 Постановления Правительства Рязанской области от 25.11.09г. N 324 нормативная цена земельных участков земель населенных пунктов соответствует их кадастровой стоимости.
Данный вывод сделан без учета следующий положений законодательства.
В соответствии со ст.25 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91г. N 1738-1 нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ "О порядке определения нормативной цены земли" от 15.03.97г. N 319 (далее - Постановление N 319) установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Пунктом 2 Постановления N 319 органам местного самоуправления (администрациям) предоставлено право по мере развития рынка земли своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
В соответствии с п.3 того же Постановления нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (далее - Постановление N 316) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
Таким образом, кадастровая стоимость земель и нормативная цена земли - различные категории, определяемые в различном порядке. Так, например, нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предложениям комитетов по земельным ресурсам и землеустройству (п.1 Постановления N 319), а государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (п.5 Правил, утвержденных Постановлением N 316), и органы исполнительной власти субъектов РФ лишь утверждают ее результаты.
Следовательно, п.3 Постановления Правительства Рязанской области от 25.11.09г. N 324, в соответствии с которым нормативная цена земельных участков земель населенных пунктов соответствует их кадастровой стоимости, противоречит положениям Постановлений Правительства РФ N 316 и N 319, и должен был оцениваться судом с соблюдением положений ст.13 АПК РФ.
В оспариваемом ненормативном правовом акте (т.1 л.д.14) налоговый орган также в качестве налогооблагаемой базы использует кадастровую стоимость принадлежащего Обществу земельного участка, не устанавливая нормативную цену земли.
Помимо этого, судами оставлен без внимания тот факт, что оспариваемым решением налоговый орган доначисляет Обществу неуплаченную сумму налога, тогда как материалы дела свидетельствуют о том, что земельный налог за 2011 года по спорному земельному участку был уплачен Обществом, при этом своевременность его уплаты и правильность определения Обществом размера налога налоговым органом не оспорены.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что выводы судов о доказанности налоговым органом соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду надлежит выяснить, устанавливалась ли налоговым органом при вынесении оспариваемого решения нормативная цена земли, которая в отсутствие кадастровой стоимости спорного земельного участка должна была определять налоговую базу, а также критерии, по которым налоговый орган определил доначисленную сумму налога как неуплаченную, с учетом этого - принять решение по существу спора.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11 декабря 2014 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2015 года по делу N А54-4114/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.