г.Калуга |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А14-10618/2014 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ФГБУ "Россельхоз-центр", г.Москва, ОГРН 10777620141 10 в лице филиала по Воронежской области, г.Воронеж |
не явились |
от заинтересованного лица - Управле-ния Росреестра по Воронежской облас-ти, г.Воронеж, ОГРН 1043600196254 от третьего лица - Управления Росре-естра в г.Москве, г.Москва, ОГРН 1097746349535 |
не явились
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А14-10618/2014,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (далее - ФГБУ "Россельхозцентр", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, Управление) в государственной регистрации права оперативного управления на нежилые здания, расположенные по адресу: Воронежская область, Кантемировский р-н, с. Митрофановка, ул. Ленина д. 38, а именно: здание площадью 73,7 кв.м, кадастровый N 36:12: 2100018:110; здание площадью 24,5 кв.м, кадастровый N 36:12: 2100018:141; здание площадью 38,5 кв.м, кадастровый N 36:12: 2100018:145; права постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 451 кв. м, с кадастровым N 36:12:2100018:1, расположенный по тому же адресу, изложенных в сообщениях от 14.05.2014 N13/005/2014-154, N13/003/2014-419, N13/003/2014-421 и N13/003/2014-420, и об обязании Управления зарегистрировать за ФГБУ "Россельхозцентр" право оперативного управления на указанные объекты недвижимости и право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Третьим лицом без самостоятельных требований по делу выступало Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москва.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015, заявленные требование удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований учреждения отказать, ссылаясь на то, что в регистрации прав учреждения на спорные объекты недвижимости по праву отказано, так как в актах приема-передачи зданий отсутствует положение о правопреемстве учреждений по всем обязательствам; в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) отсутствуют записи о зарегистрированном праве за ФГУ "Россеминспекция; не представлен передаточный акт на земельный участок; не представлено решение собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления за учреждением.
В отзыве на жалобу учреждение просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, постановлением главы Митрофановской сельской администрации от 27.06.1996 N 53 (с учетом внесенных в него изменений постановлением от 10.04.2007 N 60) Митрофановской Государственной семенной инспекции предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 451 кв. м, расположенный по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, с.Митрофановка, ул.Ленина, 40, для производственных целей (т.1, л.д.59,60).
11 июля 1996 г. Митрофановской Госсеминспекции выдано свидетельство N ВОО-12-06-279 на право бессрочного (постоянного) пользования на указанный земельный участок (т.1, л.д.61).
Согласно справке администрации Митрофановского сельского поселения постановлением главы Митрофановской сельской администрации от 02.10.2000 N 106 была произведена перенумерация домов и земельных участков. Дому и земельному участку Митрофановской Госсеминспекции, расположенным по ул.Ленина, 40, присвоена нумерация - ул.Ленина, 38 (т.1. л.д.62).
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации N 1657-р от 17.12.2004 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на территориях Волгоградской, Воронежской и Нижегородской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности" (перечень N 20:209) у Российской Федерации возникло право собственности на земельные участки, в том числе, на земельный участок площадью 0,0451 га, расположенный по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка, ул. Ленина, д. 38. Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП 18.03.2005, запись регистрации N 36-36-13/002/2005-68, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2005 серии 36 АБ 137647.
В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз РФ) от 21.03.2002 N 283 государственное учреждение "Митрофановская территориальная семенная инспекция" была реорганизована путем присоединения к ФГУ "Государственная семенная инспекция по Воронежской области".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р было предписано реорганизовать в форме слияния федеральные государственные учреждения по перечню согласно Приложению, образовав в ведении Минсельхоза России федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений обособленных структурных подразделений (филиалов) в субъектах Российской Федерации. Согласно пунктам 37 и 105 перечня реорганизации подверглись, в том числе, Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области и Государственная семенная инспекция по Воронежской области.
На основании названного распоряжения Правительства РФ Приказом Минисельхоза РФ от 29.05.2007 N 288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ Россельхозцентр" была произведена реорганизация в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций и было образовано федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (Центр). В соответствии с п. 4 Приказа Центр является правопреемником федеральных государственных учреждений в соответствии с передаточными актами.
В соответствии с актами о приеме-передаче здания (сооружения) от 18.09.2007 N 14, N 272 и N 71 ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" передало правопреемнику - ФГУ "Россельхозцентр" здания, расположенные по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка, ул. Ленина, д. 38, а именно: нежилое здание площадью 73,7 кв. м, лит. 1А, 2А, кадастровый N 36:12: 2100018:110; нежилое здание-гараж площадью 24,5, кв. м, лит. Г2, кадастровый N 36:12: 2100018:141; нежилое здание-сарай площадью 38,5, кв. м, лит. Г1, кадастровый N 36:12: 2100018:145 (т.2, л.д.60,75,90).
По передаточному акту, утвержденному заместителем Министра сельского хозяйства РФ 18.09.2007, от ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" к ФГУ "Российский сельскохозяйственный центр" переданы основные средства, в том числе недвижимое имущество, расположенное в с.Митрофановка: гараж, сарай, административное здание и туалет Митрофановского территориального филиала, расположенные в с.Митрофановка, ул.Ленина, 38 (т.2, л.д.21).
Приказом Минсельхоза России от 24.05.2011 N 135 федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Минсельхоза России, переименованы в федеральные государственные бюджетные учреждения.
ФГБУ "Россельхозцентр" 25.03.2014 и 26.03.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на вышеуказанные нежилые здания и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок под этими зданиями площадью 451 кв.м, расположенные по адресу: Воронежская область, Кантемировский р-н, с. Митрофановка. ул. Ленина д. 38.
На государственную регистрацию были представлены кадастровые паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 06.02.2014 N 36-00/5001/2014-36521, N 36-00/5001/2014-37904; акты о приеме-передаче здания (сооружения) от 18.09.2007 NN 71,14,272; свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 11.07.1996 N ВОО-12-06-279; Приказ Минсельхоза России от 29.05.2007 N 288; архивная выписка из постановления главы Митрофановской сельской администрации от 27.06.1996 N 53; справка Администрации Митрофановской сельской администрации от 11.11.2013 за исх. N 7163 об изменении адреса.
Сообщениями от 14.05.2014 N N 13/005/2014-154, 13/003/2014-419, 13/003/2014-421 и 13/003/2014-420 Управление отказало учреждению в государственной регистрации права оперативного управления на здания и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, ссылаясь на то что в представленных передаточных актах отсутствуют положения о правопреемстве федеральных учреждений по всем обязательствам реорганизованного юридического лица; в ЕГРП отсутствует регистрация ранее возникшего права у ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" на указанные объекты и не представлены доказательства возникновения права ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" на заявленные объекты; отсутствует передаточный акт на земельный участок.
Полагая, что данные отказы противоречат действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд двух инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) одними из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Из п.п. 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Довод Управления Росреестра о том, что учреждением не представлено доказательств возникновения у ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" прав на объекты недвижимости и на земельный участок несостоятелен.
Как указано выше, ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" является правопреемником Митрофановской семенной инспекции в связи с реорганизацией последней Приказом Минсельхоза РФ от 21.03.2002 N 283.
Указанные выше документы, в том числе и свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок, которое было представлено на регистрацию, подтверждают факт предоставления уполномоченным органом земельного участка площадью 451 кв.м Митрофановской семенной инспекции.
Противоречит ст.6 Закона о регистрации прав ссылка Управления на отсутствие регистрации прав на объекты недвижимости и на земельный участок за ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области", которая также явилась основанием для отказа в регистрации права на объекты недвижимости и на земельный участок за учреждением.
Права ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" на объекты недвижимости и земельный участок возникло до введения в действия Закона о регистрации прав, а поэтому не требовалось регистрации этих прав за Госсеминспекцией.
Не заслуживает внимания и довод Управления Росреестра о том, что передаточные акты не содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного и вновь образованного юридического лица.
Как указано выше, реорганизация федеральных государственных учреждений произошла на основании актов высших исполнительных органов Российской Федерации - Распоряжения Правительства РФ и Приказа Минсельхоза РФ, в которых указано о правопреемстве федеральных государственных учреждений. Передаточный акт был утвержден заместителем Министра сельского хозяйства РФ. При таких обстоятельствах отсутствие в самих актах положения о правопреемстве не свидетельствует об отсутствии правопреемства.
Несостоятелен и довод Управления Росреестра о том, что не представлено акта о передаче учреждению объектов недвижимости на праве оперативного управления.
В соответствии со ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральному государственному учреждению объекты недвижимости передаются учредителем только на праве оперативного управления.
Тем более, что в рассматриваемом случае это право перешло к учреждению в порядке правопреемства.
Несостоятелен и довод заявителя жалобы о том, что земельный участок не передавался учреждению.
На спорном земельном участке расположены здания, принадлежащие учреждению. В связи с правопреемством (слиянием двух федеральных государственных учреждений в ФГУ "Российский сельскохозяйственный центр") все имущество вошедших в ФГУ "Российский сельскохозяйственный центр" федеральных учреждений перешло к последнему. Иного не из Распоряжения Правительства РФ от 05.05.2007 N 566-р, не из Приказа Минсельхоза от 29.05.2007 N 288 не усматривается.
Тем более, что право на земельный участок переходит к лицу, приобретшему права на объекты недвижимости, расположенные на этом земельном участке, в силу ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.552 Гражданского кодекса Российской Федерации на тех же условиях и в том же объеме, что было и у прежнего владельца объектами недвижимости.
В соответствии со ст. 20 Закона о регистрации прав отказ в государственной регистрации права возможен, если документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Судами установлено, что заявитель представил на регистрацию все необходимые документы.
При таких обстоятельствах суды по праву признали отказы Управления Росреестра в регистрации прав учреждения на объекты недвижимости и земельный участок незаконными, нарушающими права учреждения.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.ст.289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А14-10618/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.