25 июня 2015 г. |
Дело N А09-5551/2014 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 18.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего: судей: |
Гриднева А.Н. Леоновой Л.В. Нарусова М.М. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от истца: Бонадыка Сергея Федоровича
от ответчиков : Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области
от третьих лиц: Правительства Брянской области
Муниципального образования "город Клинцы" в лице Клинцовской городской администрации
Департамента финансов Брянской области |
представитель не явился, извещен надлежащим образом;
представитель не явился, извещен надлежащим образом;
представитель не явился, извещен надлежащим образом;
представитель не явился, извещен надлежащим образом;
представитель не явился, извещен надлежащим образом;
представитель не явился, извещен надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.12.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 г. по делу N А09-5551/2014
УСТАНОВИЛ:
Бонадык Сергей Федорович обратился в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" России в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:30:0030114:22, общей площадью 9 290 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, с. Займище, ул. Путевая, д. 2 "Б", в размере 1 918 000 руб. (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области, муниципальное образование "город Клинцы" в лице Клинцовской городской администрации, Департамент финансов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.12.2014 г. (судья Прокопенко Е.Н.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 г (судьи Тучкова О.Г., Рыжова Е.В., Тимашкова Е.Н.) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 32:30:0030114:22, общей площадью 9 290 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, с. Займище, ул. Путевая, д. 2 "Б", что подтверждается свидетельством о праве, выданным Управлением Росреестра по Брянской области,
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
Согласно кадастровой выписке, выданной ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области, в соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:30:0030114:22, общей площадью 9 290 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, с. Займище, ул. Путевая, д. 2 "Б" - 5 315 552 руб. 20 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость указанного земельного участка является завышенной, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Кассационная коллегия полагает, что суды обоснованно, со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса пришли к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной ее рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением экспертизы N 38114 ОЦ от 28.10.2014, проведенной экспертом ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки". Владимирова А. В. на основании определения суда от 03.10.2014 г.
Согласно данному заключению рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:30:0030114:22, общей площадью 9 290 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, с. Займище, ул. Путевая, д. 2 "Б", по состоянию на 01.01.2010 составляет 1 918 000 руб.
Указанное заключение и послужило основанием для уточнения истцом заявленных им требований.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В данном случае постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области по состоянию на 01.01.2010 г.
Определение рыночной стоимости спорного участка на дату проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2010) соответствует сложившейся арбитражной практике: постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11.
С учетом положений ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающей проведение экспертизы отчета оценщика и в связи с существенным расхождением между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, судом была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка, с кадастровым номером 32:30:0030114:22, производство которой было поручено ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки".
Экспертное заключение данного общества и было принято судом в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка.
В экспертном заключении от 28.10.2014 N 38114 ОЦ экспертом обоснована причина отказа от применения затратного и доходного подхода к оценке объектов и указано на использование сравнительного подхода при определении рыночной стоимости объектов оценки.
Использованные в экспертном заключении от 28.10.2014 N 38114 ОЦ объекты - аналоги имеют сходное со спорным земельным участком назначение (приложение N 3 к делу).
Из экспертного заключения следует, что экспертом применены предусмотренные законодательством об оценке методы и дано обоснование. Исследовательская часть экспертного заключения является полной и мотивированной. Неполноты и неясности заключение эксперта не содержит.
Оценив экспертное заключение, учитывая, в отсутствие ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы, суды пришли к правомерному выводу о том, что заключение эксперта эксперта общества с ограниченной ответственностью "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" Владимирова А.В. соответствует требованиям статей 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и является доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Доводы жалобы о том, что эксперт неправомерно и необоснованно отказался от всех подходов и методов рыночной оценки, что оценщик не смог подобрать подходящие аналоги, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и им дана правильная оценка. По существу, доводы кассатора направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых судебных актов, что в силу ст.286 и ч. 2 ст. 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289, 290 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 03.12.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 г. по делу N А09-5551/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Гриднев |
Судьи |
Л.В.Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.