город Калуга |
|
30 июня 2014 г. |
Дело N А09-7502/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 30.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Сорокиной И.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Гриднева А.Н.
Колесниковой Н.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Индивидуальный предприниматель Ивашков Александр Анатольевич
Индивидуальный предприниматель Дикарев Игорь Алексеевич |
Ивашков А.А. - представлен паспорт;
Дикарев И.А. - представлен паспорт; |
от ответчиков: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
от третьих лиц: Правительства Брянской области
Департамент финансов Брянской области
Муниципальное образование "Брянский район" в лице администрации Брянского района Брянской области |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Черепова Ю.Ю. - представитель по доверенности от 31.12.2014; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; Шведова А.В. - представитель по доверенности от 26.01.2015. |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Правительства Брянской области, г.Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А09-7502/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Ивашков Александр Анатольевич и Дикарев Игорь Алексеевич (далее - истцы, предприниматели) обратились в арбитражный суд с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - ответчик, управление Росреестра по Брянской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - ответчик, кадастровая палата), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - правительства Брянской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:1817, общей площадью 11 674 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: Брянская обл., Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, в размере 2 204 282 рублей 53 копеек (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 13.08.2014 привлечены департамент финансов Брянской области, муниципальное образование "Брянский район" в лице администрации Брянского района Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2014 (судья Прокопенко Е.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Волкова Ю.А., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Правительства Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять новый судебный акт.
Ответчики и третье лицо Департамент финансов Брянской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле и их представителей на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:1817, общей площадью 11 674 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:1817, общей площадью 11 674 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная составляет 9 804 992 рублей 60 копеек.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истцы обратились к независимому оценщику - ООО "Правовая Оценка" согласно отчету которого от 20.06.2014 N 30-06/14 ОЗ рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 1 592 433 рубля.
Полагая, что рыночная стоимость земельного участка значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, истцы обратились в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суды руководствовались следующим.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Согласно отчету от 20.06.2014 N 30-06/14 ОЗ выполненным ООО "Правовая Оценка", об оценке по состоянию на 01.01.2010 представленного истцом в обоснование своих требований, рыночная стоимость земельного участка составила 1 592 433 рубля.
В связи с существенным расхождением между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истцов, определением суда от 30.10.2014 по ходатайству истцов судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту Тарасову В.В. некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки".
Согласно заключению эксперта некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" Тарасова В.В. от 20.11.2014 N 446 по состоянию на 01.01.2010, величина рыночной стоимости спорного земельного участка составила 2 204 282 рубля 53 копейки.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды обоснованно со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, разъяснения, изложенные в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, исходя из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, пришли к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд правомерно отклонил ходатайство правительства Брянской области о назначении по делу повторной судебной экспертизы, на основании пункта 2 статьи 87 АПК РФ, ввиду отсутствия сомнений в обоснованности и противоречий в выводах.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод Правительства Брянской области о том, что в заключении эксперта некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" Тарасова В.В. от 20.11.2014 N 446 допущены нарушения и неправильно определенны объекты аналоги, поскольку возражения на указанное экспертное заключение не опровергают выводов эксперта и не имеют под собой оснований для сомнения в корректности расчетов рыночной стоимости земельных участков, т. к. методология, первичные сведения об использованных объектах-аналогах и введенные корректировки не опровергнуты.
Кроме того, правительством не доказано, что экспертное заключение по результатам судебной экспертизы не соответствует действующему гражданскому законодательству, иным нормативно-правовым актам.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А09-7502/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.