г.Калуга |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А62-6710/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 10.07.2015.
Постановление Верховного Суда РФ от 18 декабря 2015 г. N 310-АД15-11820 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Шелудяева В.Н.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Коваленкова Юрия Владимировича (ОГРНИП 304671401600020, ИНН 671400022001, Смоленская область) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента экономического развития Смоленской области (ОГРН 1046758309410, ИНН 6730052443, пл.Ленина, д.1, г.Смоленск, 214008) - Мотлоха А.Г. (дов. от 01.06.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Коваленкова Юрия Владимировича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.02.2015 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу N А62-6710/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Коваленков Юрий Владимирович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента экономического развития Смоленской области (далее- департамент, административный орган) по делу об административном правонарушении от 14.10.2014 N 20/05/03-08.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Коваленков Ю.В. просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, указывая, что суды неправильно применили нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить судебные акты без изменения, так как все обстоятельства совершения вмененного предпринимателю административного правонарушения судом проверены, нормы права применены верно.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя административного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, что в отношении предпринимателя Коваленкова Ю.В. Департаментом на основании приказа от 25.12.2014 N 273/01-01 проведена выездная плановая проверка по месту фактического осуществления деятельности: Смоленская область, г. Смоленск, Рославльское шоссе, п. Тихвинка, Аэропорт (договор аренды нежилого помещения от 01.01.2014 N 03), на предмет соблюдения предельных надбавок на продукты детского питания.
По результатам указанной проверки в присутствии представителя предпринимателя Полулихова В.В. по доверенности департаментом составлен акт проверки от 25.09.2014 N 31/05/03-07, в котором указано, что в ходе выборочной проверки с февраля 2014 года по август 2014 года выявлено, что цены на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), применяемые при их реализации в арендуемом предпринимателем помещении сформированы с применением торговой надбавки в размере до 56,45%, что противоречит подпункту 1 пункта 1 постановления Администрации Смоленской области от 19.07.2004 N 246 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)", которым установлен предельный размер торговой надбавки для организаций оптовой торговли до 10%. Лицом, ответственным за ценообразование на продукцию, реализуемую предпринимателем, является непосредственно ИП Коваленков Ю.В. Общая сумма завышения составила 3 271 рубля 83 копейки. К акту прилагается выборка продуктов детского питания, реализованных ИП Коваленковым Ю.В. с февраля 2014 года по август 2014 года с превышением предельного размера оптовых надбавок.
30.09.2014 уполномоченным лицом Департамента в присутствии представителя предпринимателя Полулихова В.В. по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N 20/05/03-08 по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ
10.10.2014 в Департамент от ИП Коваленкова Ю.В. поступили объяснения к протоколу об административном правонарушении.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 14.10.2014 N 20/05/03-08 индивидуальный предприниматель Коваленков Ю.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Считая, что предприниматель незаконно привлечен к административной ответственности, Коваленков Ю.В. обратился в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в случае завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышения установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышения максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Таким образом, объективная сторона указанного правонарушения состоит в том, что виновное лицо допускает нарушение порядка ценообразования.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети запрещается нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в который входят торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Администрацией Смоленской области принято постановление от 19.07.2004 N 246 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)" (вместе с "Протоколом согласования цен на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), согласно которому на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), реализуемые на территории Смоленской области организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установлены следующие предельные размеры торговых надбавок: - для организаций оптовой торговли (независимо от количества посредников) на продукцию, производимую на территории Смоленской области, - к цене изготовителя, на продукцию, ввозимую на территорию Смоленской области, - к цене закупки - 10 процентов.
Департамент установил, что предпринимателем были нарушены предельные размеры торговых надбавок, установленные Постановлением администрации Смоленской области от 19.07.2004 N 246, при реализации продуктов детского питания (соки и нектары).
Указанное явилось основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Проверив материалы административного дела, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае, актом проверки, приложениями к акту проверки (товарные приходные (расходные) накладные от ООО "Винариус Групп" от 11.03.2014 N 136 (ИП Рулева Л.Г. от 21.03.2014 N 2392; ИП Тимирязев А.В. от 21.03.2014 N 2424; ООО "Лора" от 25.03.2014 N 2550); от ООО "Флагман" от 06.02.2014 N ФГМ0012107 (ООО "Максим" от 16.05.2014 N 4630); от ООО "АКВАТЭРРА" от 15.05.2014 N 29392 (ИП Асатрян М.В. от 19.05.2014 N 4734, ООО "Титан" от 29.05.2014 N 5298), выборка продуктов детского питания, реализованных ИП Коваленковым Ю.В. за период февраль-август 2014 г.), протоколом об административном правонарушении от 30.09.2014, сведениями электронной базы данных Реестра свидетельств о государственной регистрации на официальном сайте Таможенного союза в сети Интернет, подтверждается нарушение предпринимателем установленного действующим законодательством порядка ценообразования.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, вмененного заявителю, подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что предприниматель Коваленков Ю.В. не принял всех мер для контроля за правильностью торговой надбавки на продукты детского питания.
Судами принято во внимание, что наказание назначено административным органом в соответствии со статьей 2.4, частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ; сроки давности привлечения к административной ответственности Департаментом соблюдены, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, поскольку порядок ценообразования установлен для всех хозяйствующих субъектов, реализующих продукты детского питания.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.02.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А62-6710/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
...
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...
Судами принято во внимание, что наказание назначено административным органом в соответствии со статьей 2.4, частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ; сроки давности привлечения к административной ответственности Департаментом соблюдены, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2015 г. N Ф10-1885/15 по делу N А62-6710/2014