г.Калуга |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А08-4051/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 16.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Панченко С.Ю., Николаевой Н.Н.,
при участии представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ОГРН 1093123008241, ИНН 3123198660, ул.Попова, д.20, г.Белгород, 308600) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (ОГРН 1043107046861, ИНН 3123113560, пр-т. Б.Хмельницкого, 162, г.Белгород, 308010) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от ООО "Телеком ТЗ" (ул. Князя Трубецкого, д.40, г.Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от ОАО "БГП-сервис"(ул. Князя Трубецкого, д.40, г.Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от ОАО "Завод котельного оборудования" (Южная Промзона, г.Алексеевка, Белгородская обл., 309855) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от ЗАО "Белгородгражданпроект-1"(ул. Князя Трубецкого, д.40, г.Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от ЗАО "Белгородгражданпроект-Плюс" (ул. Князя Трубецкого, д.40, г.Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Администрации г. Белгорода (ул.Николая Чумичова, 31а, г.Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области (Соборная площадь, 4, г.Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (Соборная площадь, 4, г.Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области (Соборная площадь, 4, г.Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Адигамова Б.Я. (Белгородская область) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.02.2015 (судья Назина Ю.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А08-4051/2013,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (далее - ТУ Росимущества в Белгородской области) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - Управление Росреестра по Белгородской области, регистрирующий орган) от 18.04.2013 N 01/045/2013-266 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0208018:7, площадью 3900 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, 40 и об обязании Управления Росреестра по Белгородской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая судебные акты необоснованными, принятыми без учета всех фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, ТУ Росимущества в Белгородской области в кассационной жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.02.2015, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в государственной регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Росреестра по Белгородской области и Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области просят оставить решение и постановление судов без изменения, а кассационную жалобу ТУ Росимущества в Белгородской области без удовлетворения, указывая, что судами правильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебных актах соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзывах на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Белгородской области от 06.10.2011 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на нежилое помещение общей площадью 140,9 кв.м., номера в поэтажном плане: 7 этаж - 4а, 5, 5а, 6а, 8 этаж - 18, 18а, 19, 19а, 20; расположенное по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, 40, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2011 (серия 31-АВ N 302974).
01.03.2013 ТУ Росимущества в Белгородской области обратилось в Управление Росреестра по Белгородской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0208018:7, площадью 3900 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, 40, на основании Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Сообщением от 18.04.2013 года N 01/045/2013-266 регистрирующий орган отказал ТУ Росимущества в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок на основании абзаца 10 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ), поскольку в Управление Росреестра по Белгородской области не представлен документ, подтверждающий возникновение права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) имеются записи о зарегистрированных правах на объекты недвижимости - нежилые помещения, расположенные по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, 40, не принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, ТУ Росимущества в Белгородской области обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о наличии у Управления Росреестра по Белгородской области оснований для принятия оспариваемого отказа, в связи с тем, что ТУ Росимущества в Белгородской области при обращении в регистрирующий орган не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право Российской Федерации на получение в собственность в порядке разграничения государственной собственности на землю земельного участка с кадастровым номером 31:16:0208018:7.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов верными.
Как следует из заявления ТУ Росимущества в Белгородской области, поданного в Управление Росреестра по Белгородской области, уполномоченный орган просил зарегистрировать право федеральной собственности на спорный земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на основании Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О Введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 21.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.
В отношении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю законодателем предусмотрены особенности.
Статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
В пункте 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП (пункт 2 Перечня).
Вместе с тем, из свидетельства о государственной регистрации права от 20.12.2011 (серия 31-АВ N 302974) следует, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 140,9 кв.м., номера в поэтажном плане: 7 этаж - 4а, 5, 5а, 6а, 8 этаж - 18, 18а, 19, 19а, 20, расположенное по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, 40.
Указанный объект права - нежилое помещение не поименован в пункте 1 ст.3.1 Закона N 137-ФЗ.
Кроме того, ТУ Росимущества в Белгородской области обратилось в Управление Росреестра по Белгородской области с заявлением, в котором просило зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0208018:7, на котором расположен объект недвижимого имущества, состоящий из нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Белгородской области, ООО "Телеком ТЗ", ОАО "БГП-сервис", ОАО "Завод котельного оборудования", ЗАО "Белгородгражданпроект-1", ЗАО "Белгородгражданпроект-Плюс", ЗАО "БГП-сервис", Адигамову Б.Я.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исходя из положений статей 19, 35, 46 Конституции Российской Федерации, суд не может нарушить прав юридических и физических лиц, собственников недвижимого имущества, находящихся на спорном земельном участке, имеющих право в соответствии с ч. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ, осуществление государственной регистрации прав включает в себя, в том числе, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании пунктов 1, 2 статьи 16 указанного закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
На основании вышеизложенного, коллегия судей кассационной инстанции соглашается с выводом судов о том, что у Управления Росреестра по Белгородской области имелись законные основания для отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, в связи с тем, что ТУ Росимущества в Белгородской области при обращении в регистрирующий орган не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право Российской Федерации на получение в собственность в порядке разграничения государственной собственности на землю земельного участка с кадастровым номером 31:16:0208018:7.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.02.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А08-4051/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.