г.Калуга |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А68-6836/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 16.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Панченко С.Ю., Николаевой Н.Н.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Ткачевой Юлии Константиновны (ОГРНИП 312715422000120, ИНН 713000050845, Тульская область) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065, ул.Сойфера, д.20а, г.Тула, 300041) - Румянцевой М.О. (дов. от 23.12.2014 N 02/1-36/42),
от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078, ул.Жаворонкова, д.2, г.Тула, 300012) - Подосенова А.А. (дов. от 24.04.2015 N 2001-21/6095),
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, пер. Орликов, д.10, стр.1, г.Москва, 107078) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2015 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) по делу N А68-6836/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ткачева Юлия Константиновна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра по Тульской области, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации от 18.04.2014 N 01/030/2014-994.
Определением суда от 15.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2015 с учетом определения Арбитражного суда Тульской области от 19.03.2015 об исправлении опечатки, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Тульской области просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказать в полном объеме, указывая, что суды неправильно применили нормы материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявшей участие в судебном заседании представителя Управления Росреестра по Тульской области, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 19.08.2008 ИП Ткачева Ю.К. обратилась в администрацию города Тулы с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства здания досугово-оздоровительного назначения, расположенного по ул.М.Горького в Зареченском районе г.Тулы, место размещения которого предварительно согласовано постановлением Главы администрации города Тулы от 02.10.2007 N 3530.
20.11.2008 Главой администрации города Тулы принято постановление N 4668 о предоставлении ИП Ткачевой Ю.К. земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 71:30:010219:271, площадью 788 кв. м, расположенного по адресу: город Тула, по ул.М.Горького, в аренду на три года для строительства здания досугово-оздоровительного назначения.
В связи с передачей полномочий, связанных с распорядительными действиями в отношении земельных участков Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области от администрации г.Тулы, на основании постановления от 20.11.2008 N 4668 между Министерством (арендодатель) и ИП Ткачевой Ю.К. (арендатор) 25.12.2013 заключен договор аренды земельного участка N 13З3121, согласно п.1.1. статьи 1 которого арендодатель предоставляет из земель населенного пункта (город Тула), а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:375, площадью 788,0 кв. м., расположенный по адресу: г. Тула, по ул.М. Горького, для строительства здания досугово-оздоровительного назначения.
03.03.2014 Министерство обратилось в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 25.12.2013 N 13З3121.
Сообщением от 18.04.2014 N 01/030/2014-994 Управление отказало Министерству в государственной регистрации договора аренды на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ), в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В обоснование отказа Управление указало, что в представленных на государственную регистрацию документах имеются разночтения, постановлением от 20.11.2008 N 4668 предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:271, который аннулирован и исключен из государственного кадастра недвижимости, а в договоре аренды указан земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:375.
Согласно сведениям, изложенным в письме филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области, представленном для проведения государственной регистрации, земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:375 имеет идентичные характеристики с ранее поставленным на учет и аннулированным земельным участком с кадастровым номером 71:30:010219:271 в части категории земель, вида разрешенного использования, площади земельного участка, однако в сведениях о местоположении и сотых долях координат поворотных точек имеются расхождения.
Считая данный отказ недействительным, ИП Ткачева Ю.К. обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства правоотношений между Министерством и ИП Ткачевой Ю.К. по вопросу предоставления в аренду испрошенного последней земельного участка для строительства здания досугово-оздоровительного назначения, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что расхождение в значениях сотых долей координат поворотных точек обусловлено пересчетом координат из одной системы в другую, в связи с чем, характеристики земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:271, сведения о котором ранее были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости как носящие временный характер, соответствуют уникальным характеристикам земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:375. Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Выводы судов являются законными и обоснованными ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) предусматривает, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства.
Указанная процедура предоставления в аренду земельного участка ИП Ткачевой Ю.К. была соблюдена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений.
Таким образом, действующее законодательство требует для передачи земельного участка в аренду соблюдения процедуры его формирования с обязательным присвоением кадастрового номера и постановкой на кадастровый учет. Индивидуализирующие признаки земельного участка необходимы для идентификации земельного участка для целей его закрепления за арендатором и последующей эксплуатации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ.
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия решения о снятии участка с учета) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 6 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.04.2011 N 144, предусмотрено, что в случае снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости либо в случае аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости не допускается повторное использование кадастрового номера такого объекта недвижимости в целях присвоения указанного номера иным объектам недвижимости.
Судами установлено, что постановлением Главы администрации города Тулы от 20.11.2008 N 4668 ИП Ткачевой Ю.К. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 71:30:010219:271, площадью 788 кв. м, расположенный по адресу: город Тула, по ул.М.Горького, в аренду на три года для строительства здания досугово-оздоровительного назначения, сведения о котором, по истечении двух лет со дня постановки на учет, на основании части 4 статьи 24 Закона N221-ФЗ аннулированы и исключены из ГКН в связи с отсутствием государственной регистрации прав на земельный участок.
25.12.2013 на основании постановления от 20.11.2008 N 4668 между Министерством (арендодатель) и ИП Ткачевой Ю.К. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 13З3121, согласно п.1.1. статьи 1 которого арендодатель предоставляет из земель населенного пункта (город Тула), а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:375, площадью 788,0 кв. м., расположенный по адресу: г. Тула, по ул.М. Горького, для строительства здания досугово-оздоровительного назначения.
18.02.2012 N 17-1093НА ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в ответе на обращение Министерства сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:375 имеет идентичные характеристики с ранее поставленным на учет и аннулированным земельным участком с кадастровым номером 71:30:010219:271 в части категории земель, вида разрешенного использования, площади земельного участка. В сведениях о местоположении и сотых долях координат поворотных точек имеются расхождения.
Согласно пояснениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области от 31.12.2014, направленным в ответ на запрос Арбитражного суда Тульской области, координаты земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:271 были определены кадастровым инженером в местной системе координат города Тулы, а земельного участка с кадастровым номером 71:30:010219:375 - в системе координат МСК-71.1.
Согласно приказу Управления Росреестра по Тульской области от 28.09.2011 N П/223 "О местной системе координат МСК-71.1", приказу Управления Росреестра по Тульской области и ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области от 07.10.2011 N П/231/161 "О реализации совместных мероприятий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Тульской области по пересчету кадастровой информации в принятую местную региональную систему координат Тульской области" осуществлен переход на ведение ГКН в местной системе координат МСК-71.1.
Были проведены работы по пересчету координат земельных участков из разных систем координат в единую - МСК-71.1. Данный пересчет координат осуществляла организация, имеющая лицензию на осуществление геодезической деятельности - ФГУП ЦТМП "Центрмаркшейдерия".
Расхождения в значениях сотых долей координат поворотных точек может быть обусловлено, в том числе и пересчетом координат из одной системы в другую.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 221-ФЗ для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат.
Как следует из представленного в материалы дела межевого плана от 01.06.2012, земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:375 сформирован в соответствии с постановлением Главы администрации города Тулы от 02.10.2007 N 3530 и постановлением от 20.11.2008 N 4668, фактически оставаясь на том же месте, на котором был сформирован земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:271. Расхождения в сведениях о местоположении и сотых долях координат поворотных точек произошли в результате пересчета координат из прошлой (ранее действующей) системы координат в единую - МСК-71.1
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ) и определяются межеванием.
Таким образом, в постановлении Главы администрации города Тулы от 20.11.2008 N 4668 о предоставлении ИП Ткачевой Ю.К. в аренду земельного участка и в заключенном договоре аренды земельного участка, за регистрацией которого обратилось Министерство, предметом аренды является один и тот же земельный участок площадью 788,0 кв. м., расположенный по адресу: г. Тула, по ул.М. Горького, для строительства здания досугово-оздоровительного назначения.
При названных обстоятельствах обжалуемое решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации договора аренды от 18.04.2014 N 01/030/2014-994 обоснованно признано судами первой и апелляционной инстанций незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований, в том числе, предусмотренных ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А68-6836/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.