город Калуга |
|
17 июля 2015 г. |
Дело N А09-7026/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 17.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Сорокиной И.В. |
|
Гладышевой Е.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Общество с ограниченной ответственностью "Агромашсервис" ОГРН 1023202745367 ИНН 3234037393 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от ответчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340
от третьих лиц: Правительство Брянской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Муниципальное образование "Брянский район" в лице администрации Брянского района |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу N А09-7026/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агромашсервис" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области (далее - ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 3600 кв. м, с кадастровым номером 32:02:0160104:76, расположенного по адресу: Брянская обл., Брянский район, с. Супонево, пер. Комсомольский, д. 4, в размере 2 238 тыс. рублей (с учетом уточненных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, муниципальное образование "Брянский район" в лице администрации Брянского района.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.12.2014 (судья Прокопенко Е.Н.) уточненные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 г. (судьи Тимашкова Е.Н., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160104:76, площадью 3 816 кв. м, расположенного по адресу: Брянская обл., Брянский район, с. Супонево, пер. Комсомольский, д. 4.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В соответствии с указанным постановлением согласно кадастровой выписке, выданной ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160104:76, площадью 3 816 кв. м, расположенного по адресу: Брянская обл., Брянский район, с. Супонево, пер. Комсомольский, д. 4, составила 3 205 058 рублей 40 копеек.
Считая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка завышена, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор по существу, суды руководствовались следующим.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Независимая лаборатория экспертизы и оценки" Владимирову Алексею Владимировичу.
Из заключения эксперта от 10.11.2014 N 40214 ОЦ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0160104:76, площадью 3816 кв. м, расположенного по адресу: Брянская обл., Брянский район, с. Супонево, пер. Комсомольский, д. 4, по состоянию на 01.01.2010 определена в размере 2 238 тыс. рублей.
Оценив вышеуказанное экспертное заключение от 10.11.2014 N 40214 ОЦ, при отсутствии доказательств недостоверности указанного экспертного заключения, обоснованных возражений ответчиков, противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности заключения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, признав экспертное заключение надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обосновано установили кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью "Независимая лаборатория экспертизы и оценки" Владимирова Алексея Владимировича от 10.11.2014 N 40214 ОЦ.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод Правительства Брянской области о том, что в заключении эксперта общества с ограниченной ответственностью "Независимая лаборатория экспертизы и оценки" Владимирова Алексея Владимировича от 10.11.2014 N 40214 ОЦ допущены нарушения и неправильно определенны объекты аналоги, поскольку возражения на указанное экспертное заключение не опровергают выводов эксперта и не имеют под собой оснований для сомнения в корректности расчетов рыночной стоимости земельных участков, т. к. методология, первичные сведения об использованных объектах-аналогах и введенные корректировки не опровергнуты.
Кроме того, правительством не доказано, что экспертное заключение по результатам судебной экспертизы не соответствует действующему гражданскому законодательству, иным нормативно-правовым актам.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу N А09-7026/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.