г.Калуга |
|
19 августа 2015 г. |
Дело N А36-1504/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Смолко С.И. |
при участии в заседании:
от Негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Елец открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1044800113071, ИНН 4821016054, Новолипецкая ул., д. 20, г.Елец, Липецкая область, 399774): Кононыхиной Е.И. - представителя, действующей по доверенности от 03.12.2014 N 9; Харламовой Н.И. - представителя, действующей по доверенности от 05.08.2015 N 14;
от Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области (Зегеля ул., д. 6, г. Липецк, 398050): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области (ОГРН 1024840823424, ИНН 4825001789, М. Горького ул., д. 2, г.Липецк, 398059): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Управления здравоохранения Липецкой области (ОГРН 1034800172791, ИНН 4825005085, Зегеля ул., д. 6, г. Липецк, 398050): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2015 (судья Дружинин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А36-1504/2014,
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на станции Елец открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее также - заявитель, Учреждение здравоохранения или НУЗ "Отделенческая больница на станции Елец ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области (далее по тексту также - Комиссия) о признании незаконным решения от 19.12.2013 (протокола N 39) в части выделения на 2014 год объемов стационарной медицинской помощи для Учреждения здравоохранения в количестве 498 случаев с общей стоимостью лечения 7 840 500 руб. и с требованием обязать Комиссию внести корректирующие изменения в указанное выше решение (протокол N 39) с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в НУЗ "Отделенческая больница на станции Елец ОАО "РЖД" в 2013 году.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области и Управления здравоохранения Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комиссия, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неполное исследование доказательств, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт.
В отзывах на кассационную жалобу Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Липецкой области и Управление здравоохранения Липецкой области поддержали доводы кассационной жалобы Комиссии, а Учреждение здравоохранения посчитало доводы, приведенные в жалобе, несостоятельными и просило оставить принятые по настоящему делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Комиссия и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и выступлении присутствующих в судебном заседании представителей Учреждения здравоохранения, считает необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения в связи со следующим.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, НУЗ "Отделенческая больница на станции Елец ОАО "РЖД" включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2013 году, и ему присвоен реестровый номер 480114.
В 2013 году Учреждением здравоохранения оказана стационарная помощь в рамках обязательного медицинского страхования 2491 пациентам по количеству 24512 койко-дней.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии от 19.12.2013 N 39 в Учреждении здравоохранения должны получить гарантированную государственную бесплатную медицинскую помощь 8 633 пациентов.
При распределении объемов медицинской помощи по страховым и медицинским организациям в рамках территориальной программы государственных гарантий на 2013 год (протокол от 28.12.2012 N 17) Комиссия не выделила заявителю объемы стационарной медицинской помощи на 2013 год.
Учреждение здравоохранения обжаловало данное решение Комиссии, оформленное протоколом от 28.12.2012 N 17, в суд.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.07.2013 по делу N А36-1324/2013 требования НУЗ "Отделенческая больница на станции Елец ОАО "РЖД" удовлетворены, решение Комиссии от 28.12.2012 в части невыделения больнице объемов стационарной медицинской помощи на 2013 год признано незаконным.
Суд обязал Комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лечебного учреждения путем принятия в двухнедельный срок решения о распределении объемов стационарной медицинской помощи в городе Ельце Липецкой области с учетом требований пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N326-ФЗ).
Во исполнение упомянутого решения суда Комиссия предписала согласовать оплату медицинской помощи, оказанной в стационаре больницы в 2013 году, в пределах объемов и финансового обеспечения, установленных заданием, в расчете на 15 коек с работой койки 340 дней в году, по профилям: терапия, неврология, хирургия.
Не согласившись с решением Комиссии от 13.08.2013 в части выделения НУЗ "Отделенческая больница на станции Елец ОАО "РЖД" на 2013 год объемов стационарной медицинской помощи в расчете на 15 коек, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным данного решения Комиссии (протокол от 13.08.2013 под N 30) и просил суд обязать Комиссию внести корректирующие изменения в решение о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в этом Учреждении здравоохранения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.06.2014 по делу N А36-6671/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 10.02.2015, указанное решение отменено, заявление Учреждения здравоохранения удовлетворено.
Решением Комиссии от 19.12.2013 (протокол от 19.12.2013 N 39) Учреждению здравоохранения выделены на 2014 год объемы стационарной медицинской помощи в объеме 498 случаев с общей стоимостью лечения 7840500 рублей, что соответствует 15 койкам по профилям терапия, хирургия, неврология.
Учреждение здравоохранения, считая, что настоящее решение Комиссии не основано на нормах законодательства, регулирующего отношения в сфере обязательного медицинского страховании в Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, оспорило его в арбитражном суде.
Принимая решение и постановление, суды двух инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование (ОМС) - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно пункту 1 статьи 15 указанного Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы.
В силу пункта 5 указанной статьи медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Статьей 20 названного закона закреплено право медицинских организаций на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Пунктом 8 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося приложением к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, установлено, что комиссия распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Критерии, подлежащие учету при распределении объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, изложены в Письме Минздрава России от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". При этом учитывается фактическое (за предыдущий период) и расчетное потребление медицинской помощи застрахованными лицами по полу и возрасту.
Исходя из положений названных норм права, распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией в соответствии с законодательно закрепленными критериями, а, значит, решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, так и показателями, применимыми к данному лечебному учреждению.
Суды учли обстоятельства, установленные арбитражным судом по делу N А36-6671/2013, имеющие преюдициальное значение для данного дела, и обоснованно указали на то, что принятое Комиссией 13.08.2013 решение о выделении объемов стационарной медицинской помощи для больницы в расчете на 15 коек не соответствует положениям пункта 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ.
За 2013 год больницей в условиях стационара пролечено 2 566 пациентов по профилям терапия, неврология, хирургия, с общим количеством койко-дней - 25334 с работой койки 340 дней в году, что соответствует 74 койкам (без учета оказания стационарной медицинской помощи травматологического профиля, по которому больнице не были согласованы тарифы).
Счета на оплату оказанной стационарной медицинской помощи были предъявлены больницей в соответствии с заключенными договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в страховые медицинские организации области (РГС-Медицина- Липецк, Каско-МС, Новолипецкая) и в ТФОМС Липецкой области.
Страховыми медицинскими организациями приняты к оплате все предъявленные счета в отношении 2566 пациентов, то есть госпитализация признана обоснованной применительно ко всем страховым случаям.
Но оплата произведена с понижающим коэффициентом в связи с тем, что на 2013 год решением Комиссии больнице выделен объем получения стационарной медицинской помощи в расчете на 15 коек.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу N А36-1504/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.