город Воронеж |
|
30 апреля 2015 г. |
N А36-1504/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Протасова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования:
от НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД":
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области:
от Управления здравоохранения Липецкой области: |
Селищева Л.С., по доверенности б/н от 30.03.2015;
Харламова Н.И., по доверенности б/н от 28.07.2014; Лепехина Л.Ю., по доверенности N 5 от 23.04.2014; Кононыхина Е.И., по доверенности N 9 от 03.12.2014;
Ненахова Н.В., по доверенности N 6 от 05.02.2015; Аристова Н.В., по доверенности N 4 от 19.01.2015;
Шуршуков Ю.Ю., по доверенности N 56 от 22.08.2014, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2015 по делу N А36-1504/2014 (судья Дружинин А.В.) по заявлению НЕГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ОТДЕЛЕНЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА НА СТАНЦИИ ЕЛЕЦ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1044800113071, ИНН 4821016054) г. Елец Липецкой области о признании незаконным решения от 19.12.2013 года (протокола N 39) Комиссии по разработке территориальной программы ОМС на 2014 год в части выделения объемов стационарной медицинской помощи для НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД" в объеме 498 случаев с общей стоимостью лечения 7 840 500 руб., обязании Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области внести корректирующие изменения в решение от 19.12.2013 года (протокол N 39) о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учётом фактического потребления медицинской помощи населением в НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД" в 2013 году,
третьи лица:
1) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Липецкой области,
2) Управление здравоохранения Липецкой области,
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на станции Елец открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее также - Учреждение здравоохранения, Больница) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения от 19.12.2013 (протокола N 39) Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области (далее также - Комиссия) на 2014 год в части выделения объемов стационарной медицинской помощи для Учреждения здравоохранения в объеме 498 случаев с общей стоимостью лечения 7 840 500 руб., обязании Комиссии внести корректирующие изменения в решение от 19.12.2013 (протокол N 39) о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учётом фактического потребления медицинской помощи населением в НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД" в 2013 году.
Решением от 09.02.2015 заявленное требование удовлетворено.
Комиссия обратилась с апелляционной жалобой, просила решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Указывает на то, что:
- страховыми медицинскими организациями была произведена оплата предъявленных счетов и реестров с учетом результатов проведения соответствующих экспертиз;
- указанные расчеты были представлены суду территориальным фондом обязательного медицинского страхования, которые также судом приняты во внимание и рассмотрены не были.
Доводы отзыва Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области на апелляционную жалобу сводятся к тому, что суд ограничил исследование и оценку доказательств, представленных Комиссией и третьими лицами, не принял во внимание разъяснения Минздрава РФ (письмо от 08.11.2013 N 11-9/10/2-8309 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"). Просил отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление здравоохранения Липецкой области просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Больница просит при распределении объемов стационарной медицинской помощи учесть показатели потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за предыдущий - 2013 год согласно приведенному в отзыве расчету. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комиссии настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил суд решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления здравоохранения Липецкой области поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Больницы возражал против доводов апелляционной жалобы, просит суд оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Учреждение здравоохранения включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2013 году, Больнице присвоен реестровый номер 480114.
В 2013 году в Больнице получили стационарную помощь в рамках обязательного медицинского страхования - 2 491 человек, которыми было проведено 24 512 койко-дней.
В соответствии с Протоколом заседания Комиссии от 19.12.2013 N 39 к Больнице прикреплено для медицинского обеспечения 8 633 человека.
При распределении объемов медицинской помощи по страховым и медицинским организациям в рамках территориальной программы государственных гарантий на 2013 год на заседании Комиссии 28.12.2012 (протокол N 17) Учреждению здравоохранения вообще не были выделены объемы стационарной медицинской помощи на 2013 год.
Больница обжаловала решение Комиссии от 28.12.2012, оформленное протоколом N 17, в суд.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.07.2013 по делу N А36-1324/2013 требования учреждения здравоохранения удовлетворены, решение Комиссии от 28.12.2012 в части невыделения больнице объемов стационарной медицинской помощи признано незаконным.
Суд обязал Комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов больницы путем принятия в двухнедельный срок решения о распределении объемов стационарной медицинской помощи в городе Ельце Липецкой области с учетом требований пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В целях исполнения решения суда от 17.07.2013 по делу N А36-1324/2013 13.08.2013 Комиссия приняла решение, оформленное протоколом заседания Комиссии N 30, которым предписано согласовать оплату медицинской помощи, оказанной в стационаре больницы в 2013 году, в пределах объемов и финансового обеспечения, установленных заданием, в расчете на 15 коек с работой койки 340 дней в году, по профилям: терапия, неврология, хирургия.
Решением (протокол N 39 от 19.12.2013) Комиссии на 2014 год выделены объёмы стационарной медицинской помощи Больнице в объёме 498 случаев с общей стоимостью лечения 7 840 500 рублей, что соответствует 15 койкам по профилям терапия, хирургия, неврология.
Не соглашаясь с решением Комиссии от 13.08.2013 в части выделения больнице на 2013 год объемов стационарной медицинской помощи в расчете на 15 коек, последняя обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области (далее - Комиссия) от 13.08.2013, оформленного протоколом N 30, в части выделения для учреждения здравоохранения на 2013 год объемов стационарной медицинской помощи в расчете на 15 коек с работой койки 340 дней в году и об обязании Комиссии внести корректирующие изменения в решение о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в учреждении здравоохранения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Комиссии (протокол N 39 от 19.12.2013), заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением по настоящему делу.
Производство по настоящему делу 28.07.2014 приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Липецкой области от 26.06.2014 по делу N А36-6671/2013.
Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом 14.10.2014 решение Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-6671/2013 отменено, заявление Больницы удовлетворено (постановление оставлено без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 10.02.2015), в связи с чем, производство по делу возобновлено.
Принимая обжалуемое решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из положений норм статьи 3, пунктов 1, 5 статьи 15, статьей 20, пунктов 9, 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, которым утверждены Правила обязательного медицинского страхования, письма Минздрава России от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" следует, что распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования не произвольно, а в соответствии с законодательно закрепленными критериями, в связи с чем, решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой объёмов предоставления медицинской помощи, так и показателями, применимыми к данному лечебному учреждению.
В числе последних пункт 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ называет, в том числе, потребность застрахованных лиц в медицинской помощи с учетом их права на выбор медицинской организации.
Развитие указанного критерия прослеживается также в Положении о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, в котором, в числе прочего, указано на необходимость учета при распределении медицинской помощи между медицинскими организациями показателей потребления медицинской помощи.
Из письма Минздрава России от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 следует, что при этом учитывается фактическое (за предыдущий период) и расчетное потребление медицинской помощи.
В рамках рассмотрения настоящего спора суд обоснованно принимал во внимание то обстоятельство, что постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (оставленным без изменения кассационной инстанцией) заявление Больницы о признании незаконным решения Комиссии от 13.08.2013 удовлетворено (дело N А36-6671/2013).
При этом суды по указанному делу пришли к выводу о том, что принятое Комиссией 13.08.2013 решение о выделении объемов стационарной медицинской помощи для больницы в расчете на 15 коек не соответствует положениям пункта 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ.
За 2013 год больницей в условиях стационара пролечено 2 566 пациентов по профилям терапия, неврология, хирургия, с общим количеством койко-дней - 25 334 с работой койки 340 дней в году, что соответствует 74 койкам (без учета оказания стационарной медицинской помощи травматологического профиля, по которому больнице не были согласованы тарифы).
Счета на оплату оказанной стационарной медицинской помощи были предъявлены больницей в соответствии с заключенными договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в страховые медицинские организации области (РГС-Медицина- Липецк, Каско-МС, Новолипецкая) и в ТФОМС Липецкой области.
Страховыми медицинскими организациями приняты к оплате все предъявленные счета в отношении 2566 пациентов, то есть госпитализация признана обоснованной применительно ко всем страховым случаям.
Но оплата произведена с понижающим коэффициентом в связи с тем, что на 2013 год решением Комиссии больнице выделен объем получения стационарной медицинской помощи в расчете на 15 коек.
Таким образом, как указал суд кассационной инстанции по делу N А36-6671/2013 решение Комиссии от 13.08.2013 нарушает право больницы как медицинского учреждения, включенного в реестр медицинских организаций, действующих в сфере ОМС, на получение финансового обеспечения своей деятельности за счет средств территориальной программы ОМС, предусмотренное положениями Закона N 326-ФЗ, в объемах, определяемых с учетом законодательно закрепленных критериев применительно к данному медицинскому учреждению.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что суд апелляционной инстанции по праву признал незаконным решение Комиссии от 13.08.2013, оформленное протоколом N 30, в части выделения для больницы на 2013 год объемов стационарной медицинской помощи в расчете на 15 коек с работой койки 340 дней в году и обязал Комиссию внести корректирующие изменения в решение от 13.08.2013 с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД".
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Суд первой инстанции, учитывая судебные акты по делу N А36-6671/2013, правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Комиссию внести корректирующие изменения в решение от 19.12.2013 (протокол N 39) о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в Больнице в 2013 году.
Письмо Минздрава РФ от 08.11.2013 N 11-9/10/2-8309 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" не опровергает выводов суда относительно необходимости учитывать фактическое потребление медицинской помощи населением за предыдущий период и содержит в этой части аналогичные положения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2015 по делу N А36-1504/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1504/2014
Истец: Негосударственное учреждение Здравоохранения "Отделенческая больница на станции Елец ОАО РЖД"
Ответчик: Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Липецкой области, Управление здравоохранения Липецкой области