г. Калуга |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А62-8422/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 04.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
Леоновой Л.В. Гладышевой Е.В. Нарусова М.М.
Колесниковой Н.А. |
от истца: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области ОГРН 1026701437212 ИНН 6730042526
от ответчика: Глава крестьянского фермерского хозяйства Бурлаков Сергей Иванович ОГРНИП 307672235300010
от третьего лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области |
Карпович Ю.В. - представитель по доверенности от 02.03.2015 N 23;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу N А62-8422/2014,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковыми требованиями к главе крестьянского фермерского хозяйства Бурлакову Сергею Ивановичу (далее - глава фермерского хозяйства) об изъятии путем продажи с публичных торгов следующих земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 67:02:0070101:117, площадью 331 525 кв. метров, по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Кайдаковское сельское поселение, между с\т "Строитель" и грунтовой дорогой Вязьма-Бобово, примыкающего к кладбищу;
- с кадастровым номером 67:02:0070101:118, площадью 25 504 кв. метров, по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Кайдаковское сельское поселение, между с\т "Строитель" и грунтовой дорогой Вязьма-Бобово, примыкающего к кладбищу.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2015 (судья Воронова В.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 (судьи Капустина Л.А., Тимашкова Е.Н., Тучкова О.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 67:02:0070101:117, 67:02:0070101:118.
Проверками государственного земельного надзора, проведенными в июле 2012 года, июле 2013 года, феврале 2014 года, установлено, что земельные участки по целевому назначению не используются. Собственником земельного участка не проводились работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы. Участок зарос сорными травами, кустарником.
Постановлениями от 31.07.2012, от 09.08.2012 ответчик привлечен к административной ответственности и вынесены предписания о принятии мер по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель на вышеуказанных земельных участках
Полагая, что спорные земельные участки не используются ответчиком в соответствии с их целевым назначением более трех лет, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суды руководствовались следующим.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Пунктом 3 в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ предусмотрено, что Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Между тем, в срок указанный в п. 4 ст. 6 Закона N 101-ФЗ, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранением указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания (пункт 6 Закона N 101-ФЗ).
В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 положению о департаменте, утвержденному постановлением администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86, департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным на обращение в суд с требованиями об изъятии земельных участков и об их продаже с публичных торгов в связи с их ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, в соответствии с пунктом 8 статьи 6 указанного Закона.
Судом установлено, что в соответствии с актами проверки государственного земельного контроля от 31.07.2012, спорные земельные участки не используются по целевому назначению, не производится возделывание сельскохозяйственных культур и обработка почвы, ответчик признан виновным по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему выданы предписания устранить нарушения в срок до 31.07.2013.
В ходе рассмотрения дела уполномоченным органом государственного земельного надзора в адрес департамента сообщено об ошибочном указании в предписаниях от 17.02.2014 срока устранения нарушений земельного законодательства до 17.08.2014 и в адрес департамента направлены предписания с указанием срока устранения выявленных 17.02.2014 нарушений до 17.02.2015. Одновременно департаменту сообщено, что в документах проверки земельного надзора 2012 года для земельного участка с кадастровым номером 67:02:0070101:118 ошибочно определен вид сельскохозяйственных угодий - пашня, указанный участок относится к виду сельскохозяйственных угодий сенокос. На данный вид угодий указано во вновь составленном акте проверки от 04.03.2015.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, судом обосновано сделан вывод, что на момент обращения департамента в суд (23.12.2014) не истекли установленные сроки устранения нарушений земельного законодательства (до 17.02.2015).
Также установлено, что согласно определениям о продлении срока исполнения предписаний 2012 года, срок устранения нарушений земельного законодательства обусловлен нахождением на территориях участков кладбища (незаконных захоронений).
Ответчиком произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 67:02:0070101:117 в целях отмежевания территории кладбища с санитарной зоной для ее последующей передачи сельскому поселению. В подтверждение данного обстоятельства представлены кадастровые паспорта, которыми факт раздела подтверждается. Невозможность регистрации прав на образованные в результате раздела земельные участки обусловлена наложением в рамках рассмотрения настоящего спора обеспечительных мер.
В акте проверки от 04.03.2015 N 103 также зафиксировано, что из земельного участка с кадастровым номером 67:02:0070101:117, площадью 331 525 кв. метров, частично занятого кладбищем Кайдаковского сельского поселения, образованы земельные участки, сведения о которых носят временный характер, с кадастровыми номерами 67:02:0070101:510 и 67:02:0070101:511.
Осуществление захоронений на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, является нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений Закона N 101-ФЗ и, и происходит независимо от ответчика.
Согласно п.2 ст. 4, п. 6 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", основания для сноса или перенесения мест погребений, произведенных на земельном участке, принадлежащем ответчику, отсутствуют, в связи с чем, освободить земельный участок от захоронений невозможно. Кроме того, использование той части земельного участка, на которой произведены захоронения в соответствии с видом разрешенного использования "для осуществления сельскохозяйственного производства" в дальнейшем будет невозможно в силу прямого указания Закона.
В связи с вышеизложенным, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии предусмотренных п. 4 ст. 6 Закона N 101-ФЗ оснований невозможности включения в срок неиспользования участка (в течение трех и более лет подряд) срока, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка (который не может составлять более чем два года).
Судом апелляционной инстанции обосновано отклонен довод истца о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:02:0070101:118 трехлетний срок неиспользования участка истек 01.02.2013, поскольку из определения о продлении срока устранения нарушений земельного законодательства от 31.07.2013 видно, что часть участка занята кладбищем и, как указано выше, участок используется для сенокошения.
Исходя из системного толкования положений пунктов 4 и 5 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что для целей названного Закона срок неиспользования земельного участка может увеличиваться до 5 лет (3 + 2) при наличии доказательств того, что участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также в связи с освоением спорного земельного участка.
Факт привлечения ответчика к административной ответственности за неиспользование участков по целевому назначению, на что ссылается департамент, достаточным основанием для изъятия по правилам статьи 6 Закона N 101-ФЗ не является.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу N А62-8422/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.