г.Калуга |
|
8 сентября 2015 г. |
Дело N А14-9501/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола помощником судьи |
Степиной Л.В.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ТУ ФАУГИ в Воронежской области, г.Воронеж, ОГРН 1023601579033 |
не явились |
от заинтересованного лица - Управле-ния Росреестра по Воронежской облас-ти, г.Воронеж, ОГРН 1043600196254 от третьих лиц - Департамента имуще-ственных и земельных отношений Во-ронежской области, г.Воронеж ООО "СМП 731", г.Воронеж |
Садовая Е.Н.- дов. от 02.03.2015 N 20-д
Гоголи К.К.- дов. от 15.04.2015 N 82
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.02.2015 (судья Попова Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Семенюта Е.А.) по делу N А14-9501/2014,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 45000 кв. м с кадастровым номером 36:34:0310011:20, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина, 17а, изложенного в сообщении от 22.04.2014 N 01/034/2014-177, и об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права.
Третьими лицами без самостоятельных требований относительно предмета спора по делу выступали Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) и общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное предприятие 731" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит принятые судебные решения отменить, ссылаясь на то, что Управлением Росимущества был представлен на регистрацию полный перечень документов.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить жалобу без удовлетворения в связи с необоснованностью её доводов.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но представители Управления Росимущества и общества в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Представители Управления Росреестра и Департамента в судебном заседании просили оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей Управления Росреестра и Департамента, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, Управление Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 45000 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина, 17а, с кадастровым номером 36:34:0310011:20.
В качестве документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, был представлен дубликат свидетельства N 1555 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 7823 га из земель Новоусманского района для сельскохозяйственного назначения, выданного 30.12.1992 ГУППЗ "Кировский" на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, и кадастровый паспорт земельного участка от 10.02.2014 на участок площадью 45000 кв.м.
Письмом от 21.03.2014 за N 01/034/2014-177 Управление Росреестра уведомило Управление Росимущества о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок на срок до 21.04.2014 в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав - в соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав).
Сообщением от 22.04.2014 Управление Росреестра отказало Управлению Росимущества в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок со ссылкой на абз. 10 п.1 ст.20 Закона о регистрации прав - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является незаконным, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации прав предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу п.1 ст.18 указанного Закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу ч.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно п.2 ст.30.1 Закона о регистрации прав перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Перечень N 404).
Согласно пункту 2 Перечня N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с генеральным планом застройки Южного промрайона решением Воронежского горисполкома от 19.07.1985 N 311/9 было предписано разрешить шинному заводу проектирование районной котельной на земельном участке площадью 6,0 га, расположенном на пахотных землях совхоза "Отрадное"; обязать шинный завод разработать проект на строительство котельной (т.3, л.д.3).
Решением Воронежского горисполкома от 17.11.1987 N 404/7 постановлено просить Воронежский облисполком разрешить произвести отвод земельного участка площадью 4,5 га из малопродуктивных пахотных земель совхоза "Отрадное" Воронежскому шинному заводу для строительства районной котельной (т.3, л.д.2).
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 12.04.1988 N 338-р было предписано принять предложение Воронежского облисполкома (выражено в решении от 28.01.1988 N 37- т.3, л.д.1) об изъятии в установленном порядке земельных участков и предоставлении их предприятиям и организациям согласно приложению. Из приложения следует, что земельный участок площадью 4,5 га (пашня) изымается у совхоза "Отрадное" и передается Воронежскому шинному заводу для строительства котельной (т.2, л.д.148, 149).
20 октября 1992 г. шинному заводу выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 4,3817 га (пахотные земли совхоза "Отрадное") для строительства районной котельной (т.3, л.д.4,5).
Согласно справке Комитета Главного архитектора администрации города Воронежа от 12.04.2001 N 279/1 земельному участку, занимаемому котельной Южного промузла г. Воронежа, присвоен почтовый адрес: г. Воронеж, ул. Дубровина, 17 "а" (т.2, л.д.147).
3 марта 2005 г. земельный участок площадью 45000 кв.м, расположенный в г.Воронеже, на ул.Дубровина, 17-а, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - под котельную, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 36:34:03 10 011:0020 (т.2, л.д.143).
Приказом Главного управления государственного имущества Воронежской области от 27.09.2006 N 53-з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Воронежшина" на земельный участок площадью 45000 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина, 17 "а" в связи с отказом землепользователя.
В дальнейшем Воронежская область распоряжалась данным земельным участком, передавая его в аренду.
Полагая, что земельный участок площадью 45000 кв.м с кадастровым номером 36:34:03 10 011:0020, расположенный в г.Воронеже, по ул.Дубровина, 17-а, является объектом федерального уровня собственности, Управление Росимущества в подтверждение этого представило свидетельство N 1555 о праве бессрочного постоянного пользования ГУППЗ "Кировский" на земельный участок площадью 7823 га, в том числе 7393 га сельхозугодий, из них 6179 га пашни, выданное заводу 30.12.1992 (т.2, л.д.47) и кадастровый паспорт на земельный участок площадью 45000 кв.м.
Документов, подтверждающих факт образования земельного участка площадью 45000 кв.м из земельного участка площадью 7823 га, не представлено.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о недоказанности Управлением Росимущества факта нахождения спорного земельного участка в федеральной собственности.
Документов, бесспорно подтверждающих право Российской Федерации на спорный земельный участок, не представлено.
В соответствии с п.1 ст.20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах Управлению Росимущества по праву отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а поэтому суд по праву отказал в удовлетворении требований заявителя.
Из доводов, изложенных в кассационной жалобе, также не усматривается, что имеются документы, бесспорно свидетельствующие о праве федеральной собственности на спорный земельный участок.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1ч.1ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.02.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А14-9501/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
В.Н.Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.