7 сентября 2015 г. |
Дело N А83-2965/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Панченко С.Ю. |
|
Чаусовой Е.Н. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от ГУП Республики Крым "Черноморнефтегаз" 298107, Республика Крым, г.Симферополь, пр-т Кирова, д.52 ОГРН 1149102099717
от Крымской таможни 295491, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Мальченко, д.22 ОГРН 1147746418434 |
Сикиража В.В. - представитель, дов. от 19.06.15г. N 31/115
Гончарук Е.А. - представитель, дов. от 13.05.15г. 03-56/03178 Олейника К.В. - представитель, дов. от 25.08.15г. N 3-56/06429 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крымской таможни на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.02.15г. (судья С.Я.Титков) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.15г. (судьи В.А.Омельченко, А.В.Привалова, Н.П.Горошко) по делу N А83-2965/2014,
УСТАНОВИЛ:
Крымское республиканское предприятие "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами" (затем - Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский Топливный Альянс", далее - Заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Крымской таможни (далее - Таможня) от 17.10.14г. по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.02.15г. заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.05.15г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В подготовительной части судебного заседания удовлетворено ходатайство Заявителя о смене наименования - в настоящее время Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черномортефтегаз".
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, 02.02.14г. в рамках договора на оказание услуг по перевалке нефтепродуктов от 12.04.13г. N 1, заключенного между Государственным предприятием "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами" (Украина) и компанией "EMINENT ENERGI LTD" (Кипр), с танкера "HANS SHCOLL" (флаг Либерии) в резервуары Государственного предприятия "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами" NN 137, 147, 149, 150 выгружены нефтепродукты указанной иностранной компании - бензин марки "А - 95 Евро" в количестве 32776,066 тонн и размещены на хранение. Нефтепродукты задекларированы по таможенной декларации от 19.02.14г. N 600060000/2014/000078, код ТН ВЭД товара 2710124500, в таможенном режиме "транзит".
1 и 2 апреля 2014 года на основании поручения Первого заместителя Председателя Совета Министров Республики Крым от 27.03.14г. N 01-63/543 Министром топлива и энергетики Республики Крым было дано указание произвести отгрузку бензина "А-95 Евро", хранящегося в резервуаре N 137, в адрес крымских операторов сетей АЗС - ООО "Фирма "ТЭС" и ООО "Атан-Крым" в количестве 2706,771 тонн.
07.08.14г. Таможней на основании письма УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю возбуждено дело об административном правонарушении N 10010000-31/2014, по результатам расследования составлен протокол об административном правонарушении от 06.10.14г.
Постановлением Таможни от 17.10.14г. Заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях - выдача без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем, назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 руб.
Считая постановление незаконным, Заявитель оспорил его в суд.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции указал, что Заявитель - Крымское республиканское предприятие "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами", созданное на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 17.03.14г. N 167-р, не является правопреемником Государственного предприятия "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами" (Украина), на момент отпуска товара не являлось ни его собственником, ни хранителем, решение об отпуске товара принималось органами исполнительной власти Республики Крым; товар не территорию Таможенного Союза в установленном законом порядке не ввозился, поэтому не может рассматриваться, как находившийся под таможенным контролем; нарушение таможенных правил Украины не может влечь ответственность по законодательству Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции, также исходил из того, что Заявитель не являлся лицом, уполномоченным распоряжаться спорным товаром, поэтому не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе Таможня ссылается на то, что сделанные судами выводы противоречат представленным в дело доказательствам, подтверждающим виновность Заявителя в инкриминируемом правонарушении.
Оценивая доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, Крымское республиканское предприятие "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами" было созданное на основании Распоряжения Совета Министров Республики Крым от 17.03.14г. N 167-р.
Пунктом 2 указанного Распоряжения органом управления Крымским республиканским предприятием "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами" было определено Министерство топлива и энергетики Республики Крым.
Пунктом 3.2.2 того же Распоряжения Министерству топлива и энергетики Республики Крым предписывалось обеспечить осуществление мероприятий по передаче на баланс Заявителя имущества, указанного в пункте 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О некоторых вопросах энергетической безопасности Республики Крым" от 17.03.14г. N 1758-6/14, с закреплением данного имущества за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О некоторых вопросах энергетической безопасности Республики Крым" от 17.03.14г. N 1758-6/14 установлено, что собственностью Республики Крым является движимое и недвижимое имущество Государственного предприятия "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами" (юридический адрес: 98107, г.Феодосия, ул.Геологическая, д.2, код ЕГРПОУ 3482347), расположенное на территории Республики Крым, в составе необоротных (в том числе нематериальных) и оборотных активов, находящееся на его балансовом и забалансовом учете.
Каких-либо доказательств того, что резервуары для хранения нефтепродуктов N N 7, 8, 109, 110, 125-151, а также находящийся в них спорный товар (принадлежащий компании "EMINENT ENERGI LTD" (Кипр) бензин марки "NА-95 Евро") были в соответствии с указанными правовыми актами на баланс Заявителя, материалы дела не содержат.
В соответствии с п.1 ст.96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.
Согласно п.1 ст.98 ТК ТС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу п.3 той же статьи порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Поскольку Украина не является членом Таможенного союза, судами обеих инстанции сделан обоснованным вывод о том, что статус склада временного хранения, присвоенный в соответствии с приказом Крымской таможни Государственной таможенной службы Украины от 27.09.12г. N 528 и решением этого же таможенного органа Украины от 15.10.12г. N 60000/0050 резервуарам для хранения нефтепродуктов NN 7, 8, 109, 110, 125-151 Государственного предприятия Украины "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами", не распространяется автоматически на резервуары, подлежавшие передаче на баланс Заявителя в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Республики Крым.
Следовательно, довод Таможни о нахождении спорного товара под таможенным контролем не может быть признан доказанным.
Также обоснованным является вывод судов о том, что Заявитель не принимал самостоятельного решения об отпуске спорного товара крымским операторам сетей АЗС, отгрузка бензина марки "А - 95 Евро" из резервуара N 137 производилась по распоряжению Совета министров Республики Крым и Министерства топлива и энергетики Республики Крым, в связи с чем вину Заявителя в инкриминируемом ему правонарушении нельзя признать доказанной.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 февраля 2015 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2015 года по делу N А83-2965/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Крымской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
С.Ю.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.