город Калуга |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А84-242/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 28.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сорокиной И.В. |
судей |
Нарусова М.М. |
|
Леоновой Л.В. |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца Главного управления имущественных и земельных отношений |
Представитель не явился, извещен надлежаще |
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Эдвайс"
от третьих лиц Полного товарищества "Морозова и компания"
Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов- оценщиков" |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления имущественных и земельных отношений, г.Севастополь, на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.04.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А84-242/2015,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление имущественных и земельных отношений, г.Севастополь (ОГРН 1149204004036) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Эдвайс", г.Севастополь (ОГРН 1149204005928) о признании недостоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете N 14о/10-14 от 27.10.2014 об оценке рыночной стоимости встроенных нежилых помещений.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.04.2015 (судья Погребняк А.С.) в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (судьи Проценко А.И., Баукина Е.А., Остапова Е.А.) решение суда области отменено, производство по делу прекращено.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, Главное управление имущественных и земельных отношений обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 07.08.2014 ПО "Морозова и компания" обратилось в Главное управление имущественных и земельных отношений с просьбой рассмотреть обращение товарищества о приватизации имущества города Севастополя - встроенных нежилых помещений общей площадью 111,4 кв.м., расположенных по адресу: г.Севастополь, ул.Суворова 2/7.
20.10.2014 между Главным Управлением имущественных и земельных отношений (заказчик), ООО "Оценочная компания "Эдвайс" (исполнитель) и ПО "Морозова и компания" (плательщик) был заключен договор N 09/14 возмездного оказания услуг по оценке и обеспечению экспертизы таких услуг.
В соответствии с п.1.3 договора цель оценки - определение рыночной стоимости государственного имущества для приватизации.
Согласно выводов отчета об оценке рыночной стоимости встроенных нежилых помещений по адресу: г.Севастополь, ул.Суворова 2/7 от 27.10.2014 - рыночная стоимость встроенных нежилых помещений (с N 11-1 по N 11-9, N Ш-1), площадью 111,4 кв.м., по состоянию на 20.10.2014 составляет с НДС - 5 343 040,00 руб., без НДС - 4 528 000,00 руб., величина НДС - 815 040,00 руб.
Истцом в материалы дела представлен анализ рынка коммерческой недвижимости города Севастополя за ноябрь 2014 года, по итогам которого средняя стоимость коммерческой недвижимости в городе Севастополе составляет 1770 долларов США/кв.м., рост изменения уровня цен составляет 3,2%.
Ссылаясь на то, что вышеуказанная оценка составлена с нарушением положений законодательства об оценочной деятельности, что привело к ошибочным выводам о стоимости государственного имущества для приватизации, Главное управление имущественных и земельных отношений обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, отменяя решение суда области и прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.12 Федерального закона 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Из разъяснений, содержащихся в п.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" следует, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
В соответствии с ч.2 ст.6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 45-ЗС "О приватизации государственного имущества города Севастополя" приватизация имущества Севастополя осуществляется на основании решения об условиях приватизации имущества Севастополя и способом, определенным Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", за исключением случаев, определенных федеральным законодательством или настоящим Законом. Решение об условиях приватизации имущества Севастополя должно содержать сведения, предусмотренные Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", в том числе начальную цену имущества Севастополя, за исключением случаев, когда Правительством Севастополя принято решение о поручении специализированной организации осуществить действия по подготовке объекта к приватизации, обеспечению проведения оценки рыночной стоимости подлежащего приватизации имущества Севастополя или иных случаев, определенных федеральным законодательством или настоящим Законом.
Пунктом 2 ст.14 данного Закона Севастополя о приватизации предлагалось Органу приватизации (Севимущество) осуществить приватизацию имущества Севастополя, относительно которого физическими и юридическими лицами поданы заявления о включении объекта в перечень объектов, подлежащих приватизации, не ранее чем 21.03.2011 и которые зарегистрированы органом приватизации по состоянию на 21.03.2014 и при условии, что при этом отсутствовал запрет на приватизацию такого имущества, за исключением имущества, которое было включено в перечень объектов, подлежащих приватизации, и не было приватизировано по причинам невыполнения заявителем требований законодательства о приватизации в течение трех лет с даты включения объекта в перечень объектов, подлежащих приватизации, в том числе в случае незаключения заявителем договора купли-продажи. Имущество, указанное в этом пункте настоящей статьи Закона, считается таким, в отношении которого собственником имущества настоящим Законом принято решение о приватизации. Приватизация имущества, указанного в данном пункте настоящей статьи Закона, осуществляется по обращению заявителя о приватизации, поданному не позднее 01.11.2014, и должна быть осуществлена до 01.01.2015.
Пункты 3-9 настоящей статьи Закона Севастополя о приватизации, которыми предусматривался порядок приватизации имущества, указанного в п.2 этой статьи, действовали до 01.01.2015.
Пунктом 4 ст.14 Закона Севастополя о приватизации предусмотрено, что орган приватизации размещает объявление об отборе субъекта оценочной деятельности для проведения оценки рыночной стоимости имущества, подлежащего приватизации, в газете "Севастопольские известия", за счет заявителя, и на своем сайте в течение пяти календарных дней с даты подачи заявления о приватизации имущества. Заявки субъектов оценочной деятельности принимаются органом приватизации в течение пятнадцати календарных дней с даты опубликования объявления об отборе субъекта оценочной деятельности.
Согласно п.5 ст.14 Закона Севастополя о приватизации не ранее чем за двадцать календарных дней и не позднее чем за двадцать пять календарных дней с даты опубликования объявления об отборе субъектов оценочной деятельности орган приватизации осуществляет отбор оценщика для проведения оценки рыночной стоимости имущества, подлежащего приватизации.
В силу п.6 ст.14 Закона Севастополя о приватизации орган приватизации в течение пяти календарных дней с даты утверждения результатов отбора субъекта оценочной деятельности заключает с отобранным субъектом оценочной деятельности договор об оказании услуг по проведению оценки рыночной стоимости имущества, подлежащего приватизации, в своих интересах, но за счет заявителя. Срок проведения субъектом оценочной деятельности оценки рыночной стоимости имущества, подлежащего приватизации, а также проведения экспертизы отчета в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не должен превышать пятнадцати календарных дней с даты заключения договора об оказании услуг по проведению оценки рыночной стоимости имущества, подлежащего приватизации.
В соответствии с п.7 ст.47 Закона Севастополя о приватизации результаты оценки рыночной стоимости имущества, подлежащего приватизации, должны быть утверждены органом приватизации не позднее пяти календарных дней с даты предоставления отчета о рыночной стоимости имущества, подлежащего приватизации, и экспертизы такого отчета.
Пунктом 8 ст.14 Закона Севастополя о приватизации установлено, что договор купли-продажи должен быть заключен органом приватизации в течение семи календарных дней с даты предоставления отчета о рыночной стоимости имущества, подлежащего приватизации, и экспертизы такого отчета.
Согласно п.1.2 Порядка проведения оценки имущества в сделках с участием города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 17.09.2014 N 303, проведение оценки стоимости объектов является обязательным в случаях вовлечения в сделку имущества, полностью или частично принадлежащего городу Севастополю, приобретения имущества в собственность города Севастополя, в том числе предполагаемого к изъятию для государственных нужд города Севастополя, иных установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя случаях.
В соответствии с п.2.8 Порядка, контроль исполнения исполнителем (т.е. оценщиком) условий договора об оказании услуг по проведению оценки осуществляет заказчик, т.е. Севимущество. Акт о приемке оказанных услуг по договору подписывается заказчиком только после утверждения заказчиком отчета об оценке заказчиком (п.2.10 Порядка).
Пунктом 2.11 Порядка предусмотрено, что в случае установления заказчиком факта нарушения исполнителем законодательства об оценочной деятельности и/или условии договора, повлекшего искажение итоговой величины стоимости имущества, вовлекаемого в сделку с участием города Севастополя, заказчик вправе принять решение о расторжении с исполнителем договора в порядке, предусмотренном действующим законодательством и условиями договора.
На основании изложенного, учитывая, что истец фактически ссылается в иске на обстоятельства, указанные в п.2.11, при этом решений ни по оценке имущества, ни по проведению процедуры приватизации им не принималось, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.
Из положений п.1 ст.8 Закона об оценочной деятельности следует, что проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Принимая во внимание, что вышеуказанная норма устанавливает случай, когда привлечение независимого оценщика для определения стоимости объекта оценки является обязательным, при этом обязательность определенной привлеченным оценщиком величины стоимости объекта оценки данной нормой не установлена, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае величина рыночной стоимости объекта оценки, определенная независимым оценщиком носит рекомендательный характер и не является обязательной, а следовательно не может быть оспорена посредством предъявления самостоятельного иска, и правомерно прекратил производство по делу, на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 3573/05.
Кроме того, судом апелляционной инстанции верно отмечено, что если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Доводы кассатора не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование постановления выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А84-242/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.