г.Калуга |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А48-4377/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2015.
Полный текст постановления изготовлен 25.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мяснов" (ОГРН 1105744000372, ИНН 5717003364, д. Городище, Мценский район, Орловская область, 303011) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830, ул.Пожарная, 72, г.Орел, 302040) - Зубовой О.Д. (дов. от 31.07.2015 N 143), Мальцевой Е.В. (дов. от 29.10.2014 N 96),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мяснов" на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2015 (судья Жернов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А48-4377/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мяснов" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям ( далее -управление Россельхознадзора) от 08.09.2014 N 195.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на жалобу управление Россельхознадзора считает доводы заявителя необоснованными, просит оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей управления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 04.08.2014 N1019-Р проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "ТД "Мяснов", в ходе которой выявлены нарушения требований статей 15,21 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", пунктов 1.1, 1.2, 3.5 Приказа Минсельхоза РФ от 16.11.2006 N 422 "Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов", а именно на реализованную на момент проверки продукцию животного происхождения (колбасы, колбасная продукция) по товарным накладным N 104 от 01.07.2014, N 116 от 14.07.2014 N 131а от 10.08.2014 отсутствовали ветеринарные сопроводительные документы.
По результатам проверки в присутствии генерального директора общества составлен акт проверки N 329 от 08.09.2014 и Обществу выдано предписание N 195.
В соответствии с предписанием обществу предписано:
- на всю ввозимую для реализации продукцию животного происхождения иметь ветеринарные сопроводительные документы, содержащие сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, срок исполнения - 30 дней с момента получения предписания;
- не принимать для хранения и реализации продукцию животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, содержащих сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, срок исполнения - 30 дней с момента получения предписания.
Также заявителю было предложено в течение 35 дней с момента получения предписания предоставить информацию о выполнении предписания в Управление.
Не согласившись с предписанием Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 08.09.2014 N 195, ООО "ТД "Мяснов" оспорило ненормативный акт в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что проверка проведена уполномоченным органом, предписание является законным, поскольку установленные в акте нарушения нашли подтверждение материалами проверки, общество не исполнило надлежащим образом обязанность по оформлению и получению сопроводительных ветеринарных документов на реализованную продукцию животного происхождения.
Соглашаясь с требованиями оспоренного предписания и признавая его законным, суды исходили из того, что предписание от 08.09.2014 N 195 выдано уполномоченным должностным лицом Управления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьей 15 Закона от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", статьей 13 Федерального закона N 29-ФЗ по факту нарушений, выявленных Управлением по результатам плановой выездной проверки Общества, проведенной на основании распоряжения органа государственного контроля в пределах реализуемых им полномочий по государственному ветеринарному надзору.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов о допущенных обществом нарушениях Федерального закона N 29-ФЗ правильными, но не может согласиться с выводами о законности и обоснованности выданного управлением Россельхознадзора предписанием N 195 в силу следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении нарушения законодательства должно содержать указание на конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, которому оно выдано, для устранения выявленного нарушения, и срок (сроки) на устранение выявленных нарушений.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Предписанием N 195 управление Россельхознадзора потребовала от общества иметь ветеринарные сопроводительные документы, содержащие сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, на всю ввозимую для реализации продукцию животного происхождения, и не принимать для хранения и реализации продукцию животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, содержащих сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом.
Однако, указанные обязанности установлены законом и указание в предписании исполнения обязанности не соответствует правовой природе предписания, поскольку выполнение требований законодательства предполагается в силу закона и не нуждается в дополнительном их дублировании в предписании с установлением срока исполнения требований закона.
Таким образом, управление Россельхознадзора по результатам проверки выполнения обязательных требований законодательства о ветеринарии в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ выдало обществу некорректное предписание о недопустимости нарушения действующего законодательства со сроком исполнения 30 дней.
С учетом изложенного у судов отсутствовали правовые основания для признания предписания N 195 законным и обоснованным.
Доводам подателя жалобы об отсутствии у Управления полномочий по проверке продукции, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, а также продукции животного происхождения промышленного изготовления, дана надлежащая и правильная оценка судами первой и апелляционной инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" распределены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Вместе с тем, постановление Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 не вносит изменений в нормы Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706 "Об утверждении положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", определяющие понятие государственного ветеринарного надзора, предмет надзора и полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также не изменяет порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, которые в настоящее время оформляются на основании приказа Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422. Таким образом, Управление имеет полномочия по проверке продукции, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, а также продукции животного происхождения промышленного изготовления (Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 15300/11).
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства дела, но нарушены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по делу решение и постановление судов и принять новый судебный акт о признании недействительным оспариваемого предписания управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288,289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2015 в части отказа в удовлетворении заявленных требований и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 по делу N А48-4377/2014 отменить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мяснов" требования удовлетворить, признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 08.09.2014 N 195.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2015 в части возврата ООО "Торговый дом "Мяснов" из федерального бюджета государственной пошлины в сумме две тысячи рублей, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.10.2014 N 216, оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.