г.Калуга |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А14-9500/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2015.
Полный текст постановления изготовлен 29.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Смолко С.И. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ул. 9 Января, д. 36, г. Воронеж, 394006, ИНН 3631002196, ИНН 1023601318817) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ул. Донбасская, д. 2, г. Воронеж, 394026, ИНН 3664062360, ОГРН 1043600196254)
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (пл. Ленина, д. 12, г.Воронеж, 394006, ИНН 3666057069, ОГРН 1023601570904)
от общества с ограниченной ответственности "Эльторо" (пр. Одоевского, д. 11, к. 5, г. Москва, 117574, ИНН 3666084873, ОГРН 1033600035699) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2015 (судья Пименова Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Мокроусова Л.М.) по делу N А14-9500/2014,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 23.04.2014 N 01/034/2014-179 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0310011:10 площадью 1 440 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, и обязании произвести государственную регистрацию права собственности.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области) и общества с ограниченной ответственностью "Эльторо" (далее - ООО "Эльторо").
Решением арбитражного суда от 20.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Воронежской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Воронежской области обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением от 04.03.2014 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0310011:10 площадью 1 440 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б.
В качестве документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации документов на указанный земельный участок, были представлены: дубликат свидетельства N 1555 на право постоянного (бессрочного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области, выданного 30.12.1992 Государственному унитарному предприятию племенной завод "Кировский" (далее - ГУППЗ "Кировский") на основании постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499; кадастровый паспорт земельного участка; выписка из Реестра Федерального имущества от 24.02.2014; письмо Управления Росреестра по Воронежской области от 23.10.2012 N 21-11914-СХ; письмо филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области" от 14.01.2014 N 12-107/14.
Уведомлением от 21.03.2014 N 01/034/2014-179 Управление Росреестра по Воронежской области известило ТУ Росимущества в Воронежской области о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок в связи с отсутствием оснований для государственной регистрации прав.
Сообщением от 23.04.2014 N 01/034/2014-179 Управление Росреестра по Воронежской области отказало ТУ Росимущества в Воронежской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок в связи с не представлением документов, необходимых для государственной регистрации прав, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является незаконным, ТУ Росимущества в Воронежской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации прав документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 2 статьи 30.1 Закона о регистрации прав перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Перечень N 404).
Согласно пункту 2 Перечня N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками.
Как следует из материалов дела, право собственности Российской Федерации на заявленный к государственной регистрации земельный участок ТУ Росимущества в Воронежской области обосновывало фактом представления его ГУППЗ "Кировский" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499.
Отказ Управления Росреестра по Воронежской области в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок основан на том, что представленные заявителем документы не свидетельствуют о возникновении у Российской Федерации права собственности на данный земельный участок.
Признавая действия Управления Росреестра по Воронежской области правомерными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499 ГУППЗ "Кировский" предоставлялись земли сельскохозяйственного назначения.
Заявленный же к государственной регистрации права собственности Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 36:34:0310011:10 имеет вид разрешенного использования - проектирование строительства административного здания и складского комплекса по хранению оборудования для газопроводов.
Кроме того, на указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, право собственности Российской Федерации на которые подтверждено не было.
Вышеизложенные противоречия в представленных в регистрирующий орган документах заявителем устранены не были.
С учетом изложенного, суд первой инстанции и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу об отсутствии достоверных доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0310011:10 площадью 1 440 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, был сформирован за счет земель, предоставленных ГУППЗ "Кировский" на основании постановления администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконными действий регистрирующего органа, связанных с отказом в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0310011:10.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 по делу N А14-9500/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.