г. Воронеж |
|
24 июля 2015 г. |
Дело N А14-9500/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Садовая Е.Н., представитель по доверенности N 174-д от 30.12.2014;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Эльторо": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2015 по делу N А14-9500/2014 (судья Пименова Т.В.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220 ИНН 3664099440) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254 ИНН 3664062360), при участии третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области, общества с ограниченной ответственностью "Эльторо" о признании незаконным отказа от 23.04.2014 N 01/034/2014-179 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, и обязании произвести его государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - заявитель ТУФА УГИ в Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области или заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 23.04.2014 N 01/034/2014-179 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, и обязании произвести его государственную регистрацию.
Определением от 02.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) и общество с ограниченной ответственностью "Эльторо" (далее - ООО "Эльторо").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2015, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ТУФА УГИ в Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что на государственную регистрацию права были представлены документы, указанные в Постановлении Правительства РФ N 404, в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области ссылается на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств того, что спорные земельные участки вошли в площадь и границы земельного участка ГУППЗ "Кировский".
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Эльторо", Департамент имущества и земельных отношений Воронежской области отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы жалобы не оспорили.
Представители ТУФА УГИ в Воронежской области, Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области, общества с ограниченной ответственностью "Эльторо" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в их отсутствие в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.03.2014 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б.
Основанием для государственной регистрации права собственности заявлен пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации".
В качестве подтверждающих право собственности Российской Федерации документов на указанный земельный участок заявителем были приложены дубликат свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области N 1555, выданного 30.12.1992 Администрацией Новоусманского района Воронежской области Государственному унитарному предприятию племенной завод "Кировский" (далее - ГУППЗ "Кировский") на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из Реестра Федерального имущества от 24.02.2014, письмо Управления Росреестра по Воронежской области от 23.10.2012 N21-11914-СХ, письмо филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области" от 14.01.2014 N12-107/14.
Уведомлением от 21.03.201 N 01/034/2014-179 Управление Росреестра по Воронежской области известило ТУ ФАУГИ в Воронежской области о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б.
Сообщением от 23.04.2014 N 01/034/2014-179 Управление Росреестра по Воронежской области отказало ТУФА УГИ в Воронежской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок по основаниям абзаца 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным Законом для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по их представлению возложена на заявителя.
Несогласие с данным отказом послужило основанием для обращения ТУФА УГИ в Воронежской области в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат достоверных доказательств того, что земельный участок площадью 1 440 кв. м с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, вошел в площадь и границы земельного участка ГУППЗ "Кировский" на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, в том числе, в состав земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 общей площадью 1 630 340 кв. м, являющегося оставшейся (неучтенной в государственном реестре объектов недвижимости) частью земельного участка, предоставленного ФГУП ПЗ "Кировский".
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными ненормативных актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ) предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Основания отказа в государственной регистрации содержатся в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п.5 ст.2 и п.3 ст.20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным учреждением во владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных ГК РФ (ст. 214, 296 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ и части 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта совместного Постановления от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно части 1, части 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями) к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30.1 Закона о государственной регистрации).
Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Постановление N404).
Статьей 2 Постановления N 404 установлено, что на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками.
Как видно из материалов дела, заявителем на государственную регистрацию согласно распискам в получении документов на государственную регистрацию спорных земельных участков от 04.03.2014 (запись в книге учета 179) Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области были представлены следующие документы: заявление, доверенность на имя Тюриной Я.В., дубликат свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области N 1555, выданного 30.12.1992 Администрацией Новоусманского района Воронежской области Государственному унитарному предприятию племенной завод "Кировский" (далее - ГУППЗ "Кировский") на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из Реестра Федерального имущества от 24.02.2014, письмо Управления Росреестра по Воронежской области от 23.10.2012 N21-11914-СХ, письмо филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области от 14.01.2014 N12-107/14.
Из представленной кадастровым органом информации, имеющейся в материалах дела, следует, что в реестре объектов недвижимости государственного кадастра недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0000000:245 площадью 3 569 660 кв. м, право собственности - Российская Федерация. Данному земельному участку присвоено наименование - единое землепользование, границы которого установлены в соответствии с законодательством. На основании заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке от 07.02.2013 N 36-0-1-23/3345/2013-09 и представленных документов поставлен на кадастровый учет ранее учтенный земельный участок, которому присвоен кадастровый номер 36:34:0000000:1021 общей площадью 1 630 340 кв. м. В ходе проверки органом кадастрового учета представленных с заявлением документов выявлено, что данный земельный участок является оставшейся (неучтенной в государственном реестре объектов недвижимости) частью земельного участка, предоставленного ФГУП ПЗ "Кировский".
В ответе на запрос арбитражного суда первой инстанции Филиал Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области указал, что в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 (статус - "ранее учтенный"), расположенном по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ФГУППЗ "Кировский", площадью 1 630 340 кв. м. с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование. Границы данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
В ГКН также содержатся сведения о земельном участке площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, с видом разрешенного использования - проектирование строительства административного здания и складского комплекса по хранению оборудования для газопроводов. Границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ввиду того, что границы земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 (статус - "ранее учтенный"), расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ФГУППЗ "Кировский", площадью 1 630 340 кв. м. с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, не представляется возможным определить, входит ли спорный земельный участок в состав земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 общей площадью 1 630 340 кв. м., являющегося оставшейся (неучтенной в государственном реестре объектов недвижимости) частью земельного участка, предоставленного ФГУП ПЗ "Кировский".
Как верно отметил суд области, ТУФА УГИ в Воронежской области не отрицает, что спорный земельный участок он не формировал и не осуществлял мероприятия по его постановке на кадастровый учет.
Таким образом, материалы дела не содержат достоверных доказательств того, что земельный участок площадью 1 440 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:10, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 28-б, вошел в площадь и границы земельного участка ГУППЗ "Кировский" на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, в том числе с состав земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 общей площадью 1 630 340 кв. м, являющегося оставшейся (неучтенной в государственном реестре объектов недвижимости) частью земельного участка, предоставленного ФГУП ПЗ "Кировский".
С учетом изложенного, представленные заявителем на регистрацию документы противоречат предъявляемым к ним требованиям, не подтверждают фактическое нахождение спорного земельного участка в федеральной собственности, а их совокупность не позволяет достоверно идентифицировать в силу ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ заявленный к регистрации объект недвижимости.
Каких-либо иных подтверждающих право федеральной собственности документов на участок с кадастровым номером 36:34:0310011:10 ТУФА УГИ в Воронежской области не представило. При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Следовательно, отказ Управления Росреестра по Воронежской области регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорное имущество от 23.04.2014 года N 01/034/2014-179 не противоречит действующему законодательству и не может нарушать прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Воронежской области от 20.03.2015 по делу N А14-9500/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9500/2014
Истец: ТУФАУГИ в Воронежской области
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области
Третье лицо: ВО в лице ДИЗО ВО, ООО "Эльторо"