г.Калуга |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А09-9321/2014 |
Резолютивная часть постановление изготовлена 09.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 15.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей
при участии в заседании:
от истца:
от ответчика:
от третьих лиц: |
Козелкина И.И. Егоровой С.Г.
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу N А09-9321/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ритком", ОГРН 1093254002962, ИНН 3233502175, (далее - ООО "Ритком") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Военному комиссариату Брянской области, ОГРН 1033265001835, ИНН 3234019700, (далее - Военкомат) о взыскании 1 124 478 рублей в счет оплаты выполненных работ по договорам на оказание услуг по погребению и изготовлению надгробных памятников
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и контрагенты ООО "Ритком" по договорам на оказание услуг по погребению.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.03.2015 (судья Дюбо Ю.И.) исковые требования удовлетворены. С Военного комиссариата Брянской области за счет средств федерального бюджета в пользу ООО "Ритком" взыскано 1 124 478 рублей задолженности.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 (судьи Рыжова Е.В., Капустина Л.А., Тучкова О.Г.) принятое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, Военный комиссариат Брянской области обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Брянской области от 26.03.2015 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Ритком" в рамках гражданско-правовых договоров на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего, или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечиванию его памяти, заключенных с родственниками погребенных, были выполнены работы и оказаны услуги по захоронению граждан, имевших статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Общая стоимость выполненных работ по захоронению составила 1 146 989 руб.
Ссылаясь на то, что несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки и льготам приравниваются к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем расходы, связанные с их погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, ООО "Ритком" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в полной мере распространены меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" положения статьи 11 дополнены пунктом 5, устанавливающим, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Статья 24 Закона N 5-ФЗ находится в главе "Социальная защита ветеранов", в связи с чем арбитражный суд обоснованно исходил из того, что предусмотренное данной нормой возмещение расходов является одной из мер социальной поддержки, которая положением пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ распространена на бывших несовершеннолетних узников.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, одной из задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о наличии у комиссариата обязанности возмещать за счет средств федерального бюджета расходы, понесенные на захоронение лиц, имеющих статус несовершеннолетних узников фашизма.
Факт оказания ООО "Ритком" ритуальных услуг, их стоимость установлены судом и подтверждены материалами дела.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд обоснованно признал, что Военный комиссариат Брянской области возложенную на него в силу закона обязанность по оплате понесенных истцом расходов на изготовление и установку надгробных памятников лицам, являющимся несовершеннолетними узниками фашизма, за счет средств федерального бюджета не исполнил, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что возмещение расходов на оказание ритуальных услуг по захоронению бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, нормами действующего законодательства не предусмотрено, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Довод кассатора о неправомерном взыскании с него расходов по оплате государственной пошлины отклоняется судом на основании п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", которым разъяснено, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судом при вынесении обжалуемых решения и постановления и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 26.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу N А09-9321/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Шильненкова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.