г.Калуга |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А64-1267/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2015.
Полный текст постановления изготовлен 12.11.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
|
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
|
Смолко С.И. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от индивидуального предпринимателя Шестопалова Ильи Александровича (ОГРНИП 304480236500528,ИНН80400266085, Тамбовская область); от Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943, г.Тамбов, ул.Советская, д.106А, 392017); |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.06.2015 (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Семенюта Е.А.) по делу N А64-1267/2015,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шестопалов Илья Александрович (далее - заявитель, ИП Шестопалов И.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления сельского хозяйства Тамбовской области (далее - Управление) в предоставлении субсидий, изложенного в письме от 10.12.2014.
Решением суда от 15.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2015, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм бюджетного законодательства, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Предпринимателем требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Предпринимателя, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, заявитель с 2013 года являлся сельхозтоваропроизводителем.
Между заявителем и ОАО "Сбербанк России" в лице дополнительного офиса N 8593/088 Липецкого отделения N 8593 были заключены договоры от 23.09.2013 N 612113060 и от 21.08.2014 N 612114061 на срок менее года на открытие возобновляемой кредитной линии с целью приобретения векселей ОАО "Сбербанк России" для расчетов с контрагентами за нефтепродукты, аммофос, селитру аммиачную, средств защиты растений, удобрений, семян, а заемщик в свою очередь обязуется возвратить кредитору полученный кредит и уплатить проценты за пользование им.
Сумма лимита 28 000 000 руб. - по договору от 23.09.13 N 612113060 и 80 000 000 руб.- по договору от 21.08.14 N 612113061.
Цель кредитов - приобретение векселей ОАО "Сбербанк России" для расчетов с контрагентами за нефтепродукты, средства защиты растений, удобрения, семена, и т.д. По условиям кредитных договоров заемщик уплачивает кредитору проценты в размере 10 и 10,5 % годовых.
Из условий договора присоединения видно, что банк перечислил на расчетный счет Предпринимателя денежные средства в размере 28 000 000 руб. для приобретения векселей Сбербанка определенного номинала. В свою очередь ИП Шестопалов И.А. приобретает простые векселя для расчетов со своими контрагентами.
Приобретенные векселя были использованы заявителем для расчетов на закупку семян кукурузы, подсолнечника, дизтоплива, селитры аммиачной по договорам поставки, которые были заключены Предпринимателем с поставщиками.
09.12.2014 Предприниматель обратился в Управление с заявлением на получение субсидии по договорам от 23.09.2013 N 612113060 и от 21.08.2014 N 612114061 об открытии возобновляемой кредитной линии из федерального и областного бюджетов в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "О распределении и предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Постановление N 1460), от 12.12.2012 N 1295 "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства", от 04.12.2012 N1257 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" (с изменениями), постановлениями администрации Тамбовской области от 07.02.2014 N 116 "Об утверждении Порядка представления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2014 году и правил предоставления субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы", по мероприятиям государственной поддержки предусмотренным в программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N717. С заявлениями был сдан пакет документов, подтверждающий использование кредитных средств.
Письмом от 10.12.2014 N 01-14/4230 Управление сообщило об отказе в предоставлении субсидий по причине того, что указанная цель в кредитных договорах не соответствует требованиям, установленным Постановлением N 1460, постановлением администрации области от 07.02.2014 N 116 (с изм.) "Об утверждении Порядка представления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2014 году и правил предоставления субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы. Кроме этого, Управление указало, что в перечне документов, подтверждающих целевое использование кредита, в постановлении Администрации области указаны платежные поручения, а не векселя.
Считая данный отказ незаконным, Предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 1 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Бюджетное законодательство различает понятия межбюджетных субсидий и субсидий участникам хозяйственных правоотношений.
Предоставление субсидий из федерального и областного бюджетов в 2014 г. производится в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717, и Государственной Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Постановлением Администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443, постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее Правил).
Постановлением N 1460 регулируются межбюджетные отношения по предоставлению средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидии и устанавливаются порядок и условия перечисления субсидий.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил установлено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2013 г. на срок до 1 года; в частности, сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, - на цели развития подотрасли растениеводства в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В целях реализации Постановления N 1460 Приказом Минсельхоза России от 11.02.2013 N 53 (ред. от 23.07.2014) "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460" утвержден Перечень направлений использования кредитов (займов), по кредитным договорам, заключенным сельскохозяйственными товаропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями агропромышленного комплекса, независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в период с 01.01.2013 (далее - Приложение N 2).
В соответствии с п. 1 Приложения N 2 данного Перечня для сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств для получения субсидий по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на срок до 1 года определены, в частности, следующие направления:
- на приобретение горюче-смазочных материалов; средств защиты растений; минеральных удобрений, семян (кроме элитных), электроэнергии, используемой для орошения; запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, оборудования, грузовых автомобилей и тракторов; материалов, используемых для капельных систем орошения;
- на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, кормов и ветеринарных препаратов;
- на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных животных.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 1460 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
а) наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам), на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия;
в) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим товарное (промышленное) рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы и организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы (далее - рыбоводные организации), гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации (далее - заемщики), источником финансового обеспечения которых является субсидия, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и указание сроков рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий;
г) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой и (или) программами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий (далее - соглашение о предоставлении субсидий).
Постановлением Администрации Тамбовской области 07.02.2014 N 116 утвержден Порядок представления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями на включения их в реестр получателей государственной поддержки в 2014 году и Правила предоставления субсидий за счет федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы.
В соответствии с данным Порядком, субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянским (фермерскими) хозяйствам предоставляются возмещения затрат в том числе по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 01.01.2013 на срок до 1 года: на цели развития подотрасли растениеводства в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Представленные в материалы дела доказательства: отчеты расходования векселей, платежные поручения, данные выписок с банковских счетов, свидетельствуют, что приобретение векселей ОАО "Сбербанка России" имело целевой характер, то есть векселя напрямую были использованы для целей развития подотрасли растениеводства путем расчетов с контрагентами за покупку отечественного сельскохозяйственного сырья-зерна кукурузы, подсолнечника и многое другое.
Таким образом, указание в кредитных договорах в качестве цели кредита - приобретение векселей ОАО "Сбербанка России" для расчетов с контрагентами за нефтепродукты, средства защиты растений, семена, удобрения при подтверждении фактического целевого характера направления кредитных векселей в заявленных к субсидированию размерах, не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии при надлежащих доказательствах использования векселей именно для расчетов за купленную сельскохозяйственную продукцию заемными у ОАО "Сбербанк России" денежными средствами.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требование Предпринимателя.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами при рассмотрении данного дела не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по делу N А64-1267/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.