г.Калуга |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А68-10610/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
|
|
при участии в заседании:
от торгово-закупочного потребительского общества "Доброе" (ОГРН 1026201263648, ИНН 6231051934, ул. Горького, д.17, г. Рязань, 390046) - Левиной Ю.Н. по доверенности от 13.01.2015, Овиновой Л.А. по доверенности от 13.01.2015;
от Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785, проспект Ленина, д. 40, г. Тула, 300041) - Гребцова М.П. по доверенности от 15.01.2015 N 1-11-7/349;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу торгово-закупочного потребительского общества "Доброе" на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.03.2015 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А68-10610/2014,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив "Торгово-закупочное потребительское общество "Доброе" (далее по тексту - ПК "ТЗПО "Доброе", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту также - Приокское управление Ростехнадзора или уполномоченный орган) в исключении эксплуатируемого опасного производственного объекта сети газопотребления техникума, состоящей из 2 котлов SUPER KAPPA по 159 кВт каждый, ШГРП - 1 ед., газопровода низкого давления 480 м, находящегося по адресу г. Рязань, ул. 9-я Линия, д. 18, к. 2, из государственного реестра опасных производственных объектов, оформленного письмом от 31.07.2014 N 29-8/10742, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения названного опасного производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.03.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПК "ТЗПО "Доброе" просит отменить вынесенные по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции представители ПК "ТЗПО "Доброе" поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Приокского управления Ростехнадзора возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании 10.11.2015 в соответствие со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 9 час. 30 мин. 11.11.2015.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов, содержащихся в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в государственном реестре опасных производственных объектов 01.02.2011 зарегистрирована сеть газопотребления техникума, регистрационный номер А03-02554-0001, класс опасности: III (свидетельство о регистрации от 09.10.2013, выданное Приокским управлением Ростехнадзора).
Письмом от 07.07.2014 N 14 с приложением копий свидетельства о регистрации и карты учета опасного производственного объекта заявитель просил уполномоченный орган исключить сеть газопотребления из государственного реестра опасных производственных объектов, сославшись на то, что максимальный расход газа двумя котлами (количество опасного вещества в системе) за 1 час составляет 25,95 кг, при этом котлы работают под давлением менее 0,07 МПа.
Приокское управление Ростехнадзора отказало в удовлетворении заявления кооператива в связи с тем, что эксплуатируемые технические устройства опасного производственного объекта "Сеть газопотребления техникума (11)" А03-02554-0001 не являются автономным и непосредственно подсоединены к техническим устройствам опасного производственного объекта "Сеть газоснабжения г. Рязани", эксплуатируемого ОАО "Рязаньгоргаз" III класса опасности и содержащего более 1 тонны опасного вещества (письмо от 31.07.2014 N 29-8/10742).
ПК "ТЗПО "Доброе" не согласился с данным отказом и обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что спорный объект заявителя является опасным производственным объектом и не подлежит исключению из государственного реестра опасных производственных объектов, ввиду чего в удовлетворении требований кооператива суды отказали.
Оснований не согласиться с такими выводами судов двух инстанций у кассационной коллегии судей не имеется.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Закону.
В приложении N 2 "Классификация опасных производственных объектов" к Закону N 116-ФЗ (далее - приложение N 2) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к названному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 данного приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения.
В таблице 2 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ предусмотрено определение класса опасности в зависимости от того, какое количество воспламеняющихся и горючих газов находится на опасном производственном объекте.
В силу пункта 4 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 названного пункта.
Таким образом, пункт 1 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ, изложенного в новой редакции, одновременно с внесением изменений в абзац первый пункта 1 приложения N 1, предусматривает исключение, касающееся сетей газопотребления, квалифицирующим признаком для отнесения которых к ОПО является величина давления газа в сети.
Ввиду изложенного суды пришли к выводу, что исходя из указанного критерия эксплуатируемый кооперативом объект (сеть газопотребления) является опасным производственным объектом и относится к классу опасности не ниже третьего, в связи с чем обоснованно отказали ПК "ТЗПО "Доброе" в удовлетворении заявления.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 307-АД14-6429 по делу N А21-9438/2013.
Ссылка заявителя на письмо Ростехнадзора от 10.09.2014 N 00-04-05/1497 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которым апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 04.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда о 02.07.2015 по делу N А68-10610/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить торгово-закупочному потребительскому обществу "Доброе" ОГРН 1026201263648, ИНН 6231051934, ул.Горького, д.17, г.Рязань, 390046 излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы государственную пошлину по платежному поручению от 25.08.2015 N 150 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.