г.Калуга |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А48-4500/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
|
|
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Орелжилцентр" (ОГРН 1065742019628, ИНН 5751031876, ул.Латышских Стрелков, д.52, оф.219, г.Орел, 302016) - Брунелевского А.Е. по доверенности от 02.07.2015 N 07-86;
от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (ОГРН 1145749004565, ИНН 5751201687, ул.Московская, д.159, г.Орел, 302006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Ветрова Владимира Анатольевича - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Стецюка Сергея Вячеславовича - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Жил-Управление" (Наугорское шоссе, д.17а, пом.1, г.Орел, 302020) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орелжилцентр" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2015 (судья Соколова В.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-4500/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орелжилцентр" (далее по тексту - ООО "Орелжилцентр", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (далее по тексту также - Управление) о признании недействительным предписания от 16.10.2014 N 423 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жил-Управление", Ветров В.А., Стецюк С.В.
Решением суда от 28.04.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015, заявленные требования удовлетворены в части.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить вынесенные по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Орелжилцентр" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Управление и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя заявителя, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно приказу от 23.09.2014 N 578 начальника Управления проведена внеплановая документарная проверка обращения председателя совета многоквартирного жилого дома N 3 по ул. Чечневой в г. Орле по вопросу отказа Общества в соблюдении требований законодательства о передаче технической документации на указанный многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов вновь избранной управляющей организации - ООО "Жил-Управление".
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.10.2014 N 909, из которого усматривается, что в период с 15 мая по 30 июня 2014 года проводилось общее собрание собственников названного выше дома в форме заочного голосования.
Общим собранием собственников помещений принято решение о смене способа управления многоквартирным домом N 3 по улице Чечневой в городе Орле с "непосредственного управления" на способ управления многоквартирным домом "управляющей организацией", о выборе управляющей организации - ООО "Жил-Управление" (протокол собрания от 07.07.2014).
Согласно п. 5.2 договора на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома от 01.06.2011, заключенного между собственниками помещений названного дома и ООО "Орелжилцентр", договор считается расторгнутым, если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома избрана самостоятельная форма управления или избрана другая эксплуатирующая организация.
11.07.2014 председатель общего собрания дома обратился в ООО "Орелжилцентр" с просьбой принять к сведению и выполнить решение собственников помещений. При этом к письму прикладывалась копия протокола общего собрания собственников помещений от 07.07.2014.
23.07.2014 ООО "Орелжилцентр" сообщило, что решения приняты к сведению, о результатах их рассмотрения дополнительно известит.
Не получив техническую документацию, ключи от служебных помещений, председатель совета дома обратился 18.08.2014 в Управление с просьбой принять меры административного характера.
По результатам проведенной внеплановой проверки Управление 16.10.2014 выдало предписание N 423, которым обязало Общество в срок до 23.10.2014 передать ООО "Жил-Управление" документы на спорный дом, а именно: технический паспорт на многоквартирный дом; копии лицевых счетов собственников и нанимателей помещений, копии договоров на техническое обслуживание, копии договоров социального найма нанимателей муниципальных жилых помещений для начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги; перечень граждан, пользовавшихся на момент передачи документации льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг, перечень собственников помещений, имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг; перечень предприятий - поставщиков жилищно-коммунальных услуг, с которыми до выбора способа управления были заключены соответствующие договоры; копии уведомлений предприятий - поставщиков, которые направлены в их адрес, о прекращении договорных отношений в части обеспечения жилищно-коммунальными услугами в связи с выбором собственниками; иного способа управления; сведения о проведении капитального и текущего ремонта за последние три года (при их наличии); сведения о составе общего имущества многоквартирного дома; акт технического состояния многоквартирного дома на момент передачи документации; иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом.
ООО "Орелжилцентр" оспорило предписание Управления от 16.10.2014 N 423 в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 1 оспариваемого предписания, касающегося передачи технического паспорта на дом, отметив, что указанное предписание в названной части является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11 указал, что согласно пункту 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет такой договор, но и в случае, если они приняли решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно пункту 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая компания за тридцать дней до прекращения управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37). Наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено подпунктом "а" пункта 24 Правил N 491.
Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Кроме того, требования о передаче технического паспорта указаны в Методических рекомендациях по передаче технической документации на многоквартирный дом, утвержденных постановлением Администрации города Орла от 31.07.2007 N 1632, в силу которых передаче подлежит в том числе технический паспорт на многоквартирный дом (пункт 1).
Заявитель добровольно принял на себя обязательства по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, и как следствие, обязанность по хранению и восстановлению недостающей документации (в случае утраты) на спорный дом.
Поскольку предписание в упомянутой части не возлагает на заявителя незаконных обязанностей и ограничений в осуществлении экономической деятельности, предписание выдано уполномоченным на то органом, соответствует действующему законодательству, поэтому оснований для его признания в данном случае недействительным, у суда не имелось.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которым апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу N А48-4500/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.