г. Калуга |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А64-1087/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
|||
судей |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
|
Толкачевой И.Ю. |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от истца |
|
|||
ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания": |
не явились, извещены надлежаще; |
|||
от ответчика |
|
|||
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания": |
не явились, извещены надлежаще; |
|||
от третьего лица |
|
|||
ФКП "Тамбовский пороховой завод": |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКП "Тамбовский пороховой завод",г. Котовск Тамбовской области, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А64-1087/2015,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания", ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247, г. Тамбов, (далее - истец, ОАО "ТОСК") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к открытому акционерному обществу "Тамбовская энергосбытовая компания", ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210, г. Тамбов (далее - ответчик, ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания") о взыскании задолженности по договору энергоснабжения N 1433/09 от 30.12.2009 за период с ноября 2014 по декабрь 2014 года в размере 3 155 806,47 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 13.12.2014 по 20.02.2015 в размере 35 303,70 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами начиная с 21.02.2015 по день фактической оплаты.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное предприятие "Тамбовский пороховой завод" (далее - третье лицо, ФКП "ТПЗ").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2015 по (судья Истомин А.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 (судьи Колянчикова Л.А., Маховая Е.В., Мокроусова Л.М.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФКП "Тамбовский пороховой завод" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящую кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между ОАО "ТОСК" и ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" заключен договор энергоснабжения N 1433/09 от 30.12.2009, согласно которому ОАО "ТОСК" (гарантирующий поставщик) обязалось осуществлять продажу (поставку) электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором.
Дополнительным соглашением N 9 от 01.11.2011 в вышеуказанный договор были внесены изменения, согласно которым точки поставки электрической энергии по договору были дополнены точками поставки Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" (потребитель ответчика).
10.04.2009 ОАО "ТОСК" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 6800/00169/09, согласно которому исполнитель обязуется оказывать потребителю, в интересах которого заказчик заключил настоящий договор услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а заказчик оплачивать оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 года N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год" были утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области в двух вариантах: одноставочном и двухставочном.
На 2014 год единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области были утверждены также в двух вариантах приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.12.2013 года N 260-э.
Энергопринимающие устройства ФКП "ТПЗ" присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии (ОАО "Квадра"), что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон от 25.06.2012 г., подписанным между филиалом ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" и ФКП "ТПЗ", согласно которому граница раздела балансовой принадлежности установлена на нижних клеммах линейных разъединителей ячейки N 5, N 9, N 15 и N 36 отходящих кабельных линий.
ОАО "ТОСК" поставило в интересах ФКП "ТПЗ" (потребителя Ответчика) электрическую энергию (мощность) за период с ноября по декабрь 2014 года на сумму 17 263 686,17 руб.
За этот же период ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" произвело оплату лишь в размере 14 107 879,70 руб., в связи с чем, образовалась задолженность на сумму 3 155 806,47 руб.
Как указал истец в исковом заявлении, задолженность образовалась вследствие применения ответчиком одноставочного варианта тарифа для расчетов за поставленную в период с ноября по декабрь 2014 года в интересах ФКП "ТПЗ" электрическую энергию (мощность), что подтверждается протоколами разногласий к актам за спорный период.
Обязательства сторон в указанном случае установлены договором энергоснабжения N 1433/09 от 30.12.2009.
Ссылаясь на то, что задолженность за ноябрь 2014, декабрь 2014 года в размере 3 155 806,47 руб. (17 263 686,17 руб. - 14 107 879,70 руб.) ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При вынесении оспариваемых судебных актов арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
На основании п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В силу п. 3 ст. 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), также предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, согласно приложению N 3.
Указанные нормы законодательства императивно устанавливают, что при оплате услуг по передаче электроэнергии должны применяться только цены (тарифы), установленные уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с требованиями методических указаний, утвержденных Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 55 Методических указаний, разработанных в соответствии с Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования N 1178, определены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, которые должны учитываться регулирующим органом при утверждении тарифов.
Так, для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии. В случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 10.02.2011 по делу N ВАС-14764/10, пункта 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом, обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Закона об электроэнергетике.
При этом опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
Исходя из вышеизложенного, опосредованно присоединенный к сетям сетевых компаний потребитель, оплачивая только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии (в части ставки за содержание сетей), не должен оплачивать услуги по передаче электрической энергии в части ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии.
Согласно абз. 1 п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
На основании п. 81 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в спорный период) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей: расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией. При расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации (абзац 2 пункта 81 Основ ценообразования).
В Тамбовской области органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, является Управление по государственному регулированию тарифов Тамбовской области.
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 года" были утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области, в том числе для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии - ОАО "Квадра".
С 2013 года действует аналогичный приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год", которым установлены одновременно одноставочные и двухставочные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям для группы "прочие потребители" в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФСТ России на соответствующий период регулирования.
На 2014 год единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии были утверждены также в двух вариантах приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.12.2013 г. N 260-э.
Согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442, в случае если стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении, то предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по четвертой или шестой ценовым категориям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 750 также конкретизирован пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков.
В абз. 20 п. 97 императивно закреплено, что опосредованно присоединенные потребители выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом в случае отсутствия уведомления потребителя о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством услуги по передаче электроэнергии, оказанные опосредованно присоединенным потребителям, оплачиваются только по двухставочным тарифам, конечная стоимость электрической энергии должна определяться в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электроэнергию, рассчитанных по четвертой или по шестой ценовым категориям.
Факт поставки электрической энергии в спорный период подтверждается актами N К0008638 от 30.11.2014 г. на сумму 10 638 100,09 руб., N К0008869 от 31.12.2014 г. на сумму 6 625 586,08 руб., и ответчиком не оспаривается.
Возражая против исковых требований, ответчик ссылался на то, что ОАО "ТОСК" в отношении точек поставки ФКП "ТПЗ" является энергосбытовой организацией, в связи с чем пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков, который касается гарантирующих поставщиков, в данном случае неприменим, основания для одностороннего порядка расчетов отсутствовали, согласно пункта 5 Основных положений функционирования розничных рынков, Федерального закона "Об электроэнергетике" энергосбытовая организация рассчитывается по свободным нерегулируемым ценам; полагает необоснованным применение двухставочного тарифа при расчете задолженности за поставленную электроэнергию, считая обоснованным применение ответчиком в спорный период одноставочного тарифа.
Доводы ответчика о применении к нему в спорный период одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии правомерно признаны арбитражными судами несостоятельными, исходя из положений п. 6 Правил недискриминационного доступа, п. 55 Методических указаний, абз. 20 п. 81 Основ ценообразования, приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 г. 47-э, от 25.12.2012 г. 251-э, от 20.12.2013 г. N 260-э.
Для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, установлен следующий порядок оплаты данных услуг: - расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; - нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией; - при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области в письме от 30.01.2013 г. N 02-16/263 указало, что на территории Тамбовской области к потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии при оплате услуг в 2013 г. применяется ставка тарифа, указанная в строке 2.2.1 в диапазоне напряжения ВН приложения к приказу Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 г. N 251-э, то есть ставка двухставочного тарифа.
Применение ОАО "ТОСК" в силу прямого указания при расчетах с ответчиком по настоящему договору за поставленную электрическую энергию (мощность) в интересах ФКП "ТПЗ" четвертой ценовой категории согласно ст. 426 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ не требует согласия сторон публичного договора энергоснабжения N 1433/09 от 01.11.2011 г., не зависит от воли сторон и подлежит применению независимо от внесения изменений в договор.
Доводы ответчика о неправомерности применения императивно избранного истцом тарифа также несостоятельны по вышеприведенным основаниям, а также в силу следующего.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Истец, заключив с ответчиком договор, предусмотрел в нем порядок определения цены за электрическую энергию и мощность, приобретаемую последним.
Так, по пункту 5.7 договора нерегулируемая цена на момент заключения договора определялась Истцом не произвольно, а в соответствии с пунктами 109, 110 Правил N 530 и публиковалась на сайте истца по адресу www.tosk.tmb.ru.
В свою очередь, следует отметить и то, что законом не установлен запрет на определение энергосбытовой организацией свободных нерегулируемых цен тождественными нерегулируемым ценам, применяемым гарантирующим поставщиком в рамках предельных уровней нерегулируемых цен.
В связи с принятием Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г. применяемое ранее сторонами Постановление Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. утратило силу.
Само по себе понятие ценовой категории было введено Основными положениями N 442. Учитывая, что сторонами договора оговорен порядок определения нерегулируемой цены, которая на момент его заключения рассчитывалась и применялась в соответствии с пунктами 109 и 110 раздела "VII. Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен", истцом в спорный период к ответчику была применена цена, рассчитанная в соответствии с нормами аналогичного раздела "нового" нормативного акта - раздела "V. Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)" Основных положений.
Исходя из этого, еще на момент заключения спорного договора стороны, несмотря на статус истца (гарантирующий поставщик либо энергосбытовая организация) в пунктах 5.7 и 8.6 договора согласовали порядок определения стоимости электрической энергии исходя из цены гарантирующего поставщика, добровольно приняв на себя обязательства руководствоваться и применять при его исполнении именно те нормы, на которые ссылался истец в своем исковом заявлении (п. 97 Основных положений и др.).
Таким образом, применение истцом в расчетах с ответчиком цены электрической энергии (мощности), тождественной применяемой ОАО "ТОСК" в качестве гарантирующего поставщика нерегулируемой цене, определенной за спорный период согласно требованиям Основных положений (п. 97), соответствует действующему законодательству РФ и условиям договора.
Исходя из этого, являются необоснованными доводы ответчика о том, что сторонами не согласовывалось условие о применении к правоотношениям сторон при организации расчетов в отношении точек поставки ФКП "ТПЗ" положений п. 97 Основных положений, регламентирующих деятельность исключительно гарантирующих поставщиков.
Ссылка на письмо Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) от 07.10.2013 г. N 157 несостоятельна, поскольку из текста данного письма следует, что в нем давались разъяснения ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" по иному, не связанному с предметом спора обращению (о применении п. 58 Основных положений). При этом на необходимость применения данной нормы права к спорным правоотношениям ни истец, ни ответчик не ссылались.
На основании вышеизложенного, применение одноставочного варианта тарифа в данном случае недопустимо, так как данный тариф не содержит отдельно выделенной ставки на содержание электрических сетей. Подобное выделение содержится лишь в двухставочном варианте тарифа.
Кроме того, правильность выводов арбитражных судов подтверждается сложившейся судебной практикой в рамках судебных разбирательств по делу N А64-3575/2014 и по делу N А64-7446/2014 по искам ОАО "ТОСК" к ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", а потому не требует дополнительных доказательств, и поддержана Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 310-ЭС15-10907.
На основании вышеизложенного, требования истца в части взыскания 3 155 806,47 руб. задолженности за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения N 1433/09 от 30.12.2009 г. за период с ноября по декабрь 2014 года и процентов за пользование чужими денежными средствами начисленными истцом за период с 13.12.2014 по 20.02.2015 в сумме 35 303,70 руб., правомерно признаны арбитражными судами обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Соответственно, довод кассатора о том, что судами двух инстанций не были применены нормы п.97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, подлежит отклонению, поскольку противоречит материалам дела.
Ссылка кассатора на нарушение судами норм процессуального права в связи с не привлечением к участию в дело третьих лиц: ОАО "Квадра" (филиал "Восточная генерация"), ОАО "МРСК Центра" (филиал "Тамбовэнерго"), также не является правоопередляющей, поскольку из обжалуемых судебных актов не следует, что ими затрагиваются права и законом установленные интересы указанных лиц. Кроме того, указанные лица в порядке ст.42 АПК РФ, оспариваемые судебные акты не обжалуют.
Иные возражения заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательственной базы по настоящему делу и установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств, что согласно главы 35 АПК РФ не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции, которая не наделена в силу статей 288, 286 Кодекса полномочиями по переоценке доказательств и установленных на их основе обстоятельств.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить решение арбитражного суда области и постановление суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
По установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А64-1087/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.