г.Калуга |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А14-15439/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2015.
Полный текст постановления изготовлен 19.11.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1023601579033, ИНН 3665020080, г.Воронеж, ул.9 Января, 36, 394018);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, г.Воронеж, ул.Донбасская, 2, 394026);
от третьих лиц Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1033600034478, ИНН 3663022131, г.Воронеж, ул.Плехановская, 10, 394018);
Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069; 394006, г. Воронеж, пл. Ленина, д.12);
акционерного общества "РБ групп" (ОГРН 1047796955480, ИНН 7719537140, г. Москва, ул. Ибрагимова, д.35, к.2, 105318,); |
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2015 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу N А14-15439/2014,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Управление Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14209 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:7, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.Дубровина, 15, изложенного в сообщении от 19.08.2014 N 01/034/2014-553, и об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация городского округа город Воронеж, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, акционерное общество "РБ групп".
Решением суда от 12.05.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить решение, постановление суда, ссылаясь на то, что Управлением Росимущества был представлен на регистрацию полный пакет документов, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить жалобу без удовлетворения в связи с ее необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, Управление Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14209 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:7, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.Дубровина, 15.
В качестве документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки, был представлен дубликат свидетельства N 1555 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 7823 га из земель Новоусманского района для сельскохозяйственного назначения, выданного 30.12.1992 ГУППЗ "Кировский" на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, и кадастровый паспорт земельного участка.
Уведомлением от 14.07.2014 за N 01/034/2014-553 Управление Росреестра сообщило Управлению Росимущества о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав - в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав, Закон N122-ФЗ).
Сообщением от 19.08.2014 N 01/034/2014-553 Управление Росреестра уведомило Управление Росимущества об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок со ссылкой на абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право на незавершенный строительством объект, лит.А А1, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.Дубровина, 15 принадлежит на праве собственности иному лицу, документов, установленных законом, свидетельствующих о возникновении прав Российской Федерации на объекты недвижимости либо о предоставлении земельного участка, на государственную регистрацию прав не представлено.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является незаконным, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 названного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 данной статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст.18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 названного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно п. 2 ст. 30.1 Закона N 122-ФЗ перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю". Пунктом 2 названного Перечня предусмотрено, что на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками).
Представленные заявителем на регистрацию документы: заявление, доверенность от 17.01.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 11.06.2014 N 36-00/5001/2014-216235, выписка из реестра федерального имущества от 17.06.2014 N 287/1, письмо Управления Росреестра от 23.10.2012 N 21-11914-СХ, письмо филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области от 14.01.2014 N 12-107/14, дубликат свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области, выданного 30.12.1992 ГУППЗ "Кировский" на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, не свидетельствуют о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
По мнению заявителя, документом, подтверждающим отнесение спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, является дубликат свидетельства N 1555 на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области, выданного 30.12.1992 ГУППЗ "Кировский" на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, согласно которому земельный участок площадью 7823 га предоставляется ФГУППЗ "Кировский".
Управлением Росреестра установлено, что на основании постановления Главы городского округа город Воронеж от 12.10.2005 N 1788 спорный земельный участок, был представлен на праве аренды АО "РБ групп" как фактически занимаемый незавершенным строительным объектом, принадлежащим АО "РБ групп" на праве собственности, что подтверждается договором аренды земельного участка от 01.12.2005 N 5062-05-09/мз, заключенным между администрацией городского округа город Воронеж и АО "РБ групп", а также свидетельством о праве собственности АО "РБ групп" на незавершенный строительством объект.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Суд пришел к правомерному выводу, что спорный земельный участок не подпадает под условия отнесения его к федеральному уровню собственности, установленные статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, поскольку он не был земельным участком, предоставленным государственным унитарным предприятиям.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а лишь выражают несогласие с ним, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А14-15439/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.