г. Воронеж |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А14-15439/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от акционерного общества "РБ групп": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2015 по делу N А14-15439/2014 (судья Федосеева И.В.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области (ОГРН 1023601579033, ИНН 3665020080) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360), при участии третьих лиц: Администрации городского округа города Воронежа (ОГРН 1033600034478, ИНН 3663022131), акционерного общества "РБ групп" (ОГРН 1047796955480, ИНН 7719537140), Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) о признании незаконным отказа N 01/034/2014-553 от 19.08.2014 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14 209 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0310011:7, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина, 15, обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа N 01/034/2014-553 от 19.08.2014 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14 209 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0310011:7, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина, 15, и обязании произвести государственную регистрацию.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Администрация городского округа города Воронежа и акционерное общество "РБ групп".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2015, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ТУФА УГИ в Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что на государственную регистрацию были представлены документы, указанные в Постановлении Правительства РФ N 404 в полном объеме, обязанность предоставлять какие - либо иные дополнительные документы у ТУ ФАУГИ отсутствует. Настаивает на том, что регистрация права собственности РФ на испрашиваемый земельный участок не нарушает чьих - либо прав собственности на соответствующие объекты недвижимости, расположенные на нем. Данное лицо явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области ссылается на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств того, что спорные земельные участки вошли в площадь и границы земельного участка ГУППЗ "Кировский".
Считает решение суда области законным и обоснованным. Данное лицо явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило.
Администрация городского округа город Воронеж, акционерное общество "РБ групп" отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы жалобы не оспорили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14 209 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0310011:7, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина 15.
В качестве документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на земельный участок, заявителем был приложен дубликат свидетельства N 1555 на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области, выданного 30.12.1992 ГУППЗ "Кировский" на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, кадастровый паспорт земельного участка.
Управление Росреестра по Воронежской области 14.07.2014 уведомило ТУ ФАУГИ в Воронежской области за N 01/034/2014-553 о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14 209 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0310011:7, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина 15, в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон N 122-ФЗ).
Сообщением от 19.08.2014 Управление Росреестра по Воронежской области отказало ТУ ФАУГИ в Воронежской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14 209 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0310011:7, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина, 15.
При этом Управление Росреестра по Воронежской области сослалось на абзацы 8, 10 п. 1 ст. 20 Закона РФ N 122-ФЗ.
Несогласие с данным отказом послужило основанием для обращения ТУФА УГИ в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности испрашиваемого земельного участка.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными ненормативных актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ) предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Основания отказа в государственной регистрации содержатся в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п.5 ст.2 и п.3 ст.20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным учреждением во владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных ГК РФ (ст. 214, 296 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ и части 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно части 1, части 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями) к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30.1 Закона о государственной регистрации).
Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Постановление N404).
Статьей 2 Постановления N 404 установлено, что на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками.
Как видно из материалов дела, заявителем на государственную регистрацию были представлены: заявление, доверенность на имя Беспаловой В.И., письмо Управления Росреестра по Воронежской области от 23.10.2012 N 21-11914-СХ, письмо филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области от 14.01.2014 N 12-107/14, дубликат свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области, выданного 30.12.1992 ГУППЗ "Кировский" на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из реестра федеральной собственности.
В ходе правовой проверки представленных документов было установлено, что спорный земельный участок, на основании постановления Главы городского округа город Воронеж N 1788 от 12.10.2005, был представлен на праве аренды АО "РБ групп" как фактически занимаемый незавершенным строительным объектом, принадлежащим АО "РБ групп" на праве собственности, что подтверждается договором аренды земельного участка N 5062-05-09/мз от 01.12.2005, заключенного между администрацией городского округа город Воронеж и АО "РБ групп", а также свидетельством о праве собственности Общества на незавершенный строительством объект (36 АБ 148375 от 13.04.2005).
Постановление Главы городского округа город Воронеж N 1788 от 12.10.2005 в установленном порядке не оспорено, не признано незаконным.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют, что на момент введения ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Закон РФ от 17.04.2006 N 53-ФЗ), на которую сослался заявитель при обращении в Управление Росреестра Воронежской области, спорный земельный участок не был земельным участком, предоставленным государственным унитарным предприятиям.
Следовательно, как верно отметил суд области, на момент обращения ТУ ФАУГИ с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14 209 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0310011:7, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дубровина 15, принимая во внимание положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), у регистрирующего органа имелись законные основания для отказа в государственной регистрации права Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок.
Каких-либо иных, подтверждающих право федеральной собственности документов на участок с кадастровым номером 36:34:0310011:7, ТУФА УГИ не представило. При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Следовательно, отказ Управления Росреестра по Воронежской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорное имущество не противоречит действующему законодательству и не может нарушать прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Воронежской области от 12.05.2015 по делу N А14-15437/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15439/2014
Истец: ТУ Росимущества в ВО, ТУФА УГИ по ВО
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области
Третье лицо: Администрация г. о. Воронеж, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РБ ГРУПП", Дизо По Во