г.Калуга |
|
9 декабря 2015 г. |
Дело N А54-2155/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
при ведении протокола помощником судьи |
Стрегелевой Г.А.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала, г.Рязань, ОГРН 1041621008824 от заинтересованных лиц - Управле-ния Росреестра по Рязанской области, г.Рязань, ОГРН 1046209031384 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра, г.Рязань от третьих лиц - ФГБУ "ФКП Росре-естра" в лице филиала по Рязанской области, г.Рязань Национального совета по оценочной деятельности, г.Москва ООО НПО "ГеоГИС", г.Рязань Администрации г.Рязани |
Варзин В.А.- дов. от 01.04.2015 N 12
Лысова Т.Н.- дов. от 15.01.2015 N 10/119
Пыртиков С.А. - председатель комиссии
не явились
не явились
не явились не явились |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационные жалобы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015 (судья Ушакова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 (судьи Волкова Ю.А., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) по делу N А54-2155/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала (далее - ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление Росреестра, управление) и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра (далее - комиссия) о признании незаконным решения комиссии от 27.03.2014 N 9 и об обязании комиссии и управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о пересмотре по состоянию на 01.01.2013 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0130002:138, 62:29:0130002:139, 62:29:0130002:330, 62:29:0130002:331, 62:29:0130002:332, 62:29:0130002:333, 62:29:0130002:334, 62:29:0130002:335, 62:29:0130002:336, 62:29:0130002:337, 62:29:01 30002:338, 62:29:0130002:339, 62:29:0130002:259, расположенных по адресу: г.Рязань, р-н Южный промузел, 23, исходя из отнесения последних к 10-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов); об обязании управления в порядке, установленном приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 N 114, уведомить Министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области (далее - министерство) о необходимости пересмотра по состоянию на 01.01.2013 результатов определения кадастровой стоимости названных земельных участков, исходя из отнесения последних к 10-й группе видов разрешенного использования (уточненные требования).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (далее - кадастровая палата), национальный совет по оценочной деятельности, общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" (далее - ООО НПО "ГеоГИС") и Администрацию г. Рязани (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах комиссия и Управление Росреестра просят состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на то что суд не установил вид разрешенного использования спорных земельных участков, а лишь определил к какой группе видов разрешенного использования относятся эти участки, в то время как отнесение земельных участков к той или иной группе видов разрешенного использования является прерогативой оценщика и выводами оценщика руководствовалась комиссия.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, постановлением министерства от 14.10.2013 N 10-п утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013, в т.ч. и в отношении спорных земельных участков, собственником которых является общество.
В отношении этих земельных участков установлена следующая кадастровая стоимость: 62:29:0130002:138 - 788 328,45 руб.; 62:29:0130002:139 - 3249 954,12 руб.; 62:29:0130002:330 -138 553,80 руб.; 62:29:0130002:331 - 20471 462,55 руб.; 62:29:0130002:332 - 255 108,48 руб.; 62:29:0130002:333 - 187 313,80 руб.; 62:29:0130002:334 - 166 078,92 руб.; 62:29:0130002:335 - 29396 234,97 руб.; 62:29:0130002:336 - 96 424,62 руб.; 62:29:0130002:337 - 472 114,50 руб.; 62:29:0130002:338 - 78 599,26 руб.; 62:29:0130002:339 - 81 089,60 руб.; 62:29:0130002:259 - 8 984 446,72 руб.
5 декабря 2013 г. общество обратилось в министерство с запросом о предоставлении в отношении указанных земельных участков сведений, использованных при определении их кадастровой стоимости.
Из представленных министерством обществу письмом от 10.12.2013 за исх. ММ/3-8642 сведений следует, что кадастровая стоимость земельных участков была определена исходя из отнесения 5-ти земельных участков (62:29:0130002:332, 62:29:0130002:333, 62:29:0130002:334, 62:29:0130002:335, 62:29:0130002:259) к 5-й группе видов разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания") и 8-ми земельных участков (62:29:0130002:138, 62:29:0130002:139, 62:29:0130002:330, 62:29:0130002:331, 62:29:0130002:336, 62:29:0130002:337, 62:29:0130002:338, 62:29:0130002:339) к 9-й группе видов разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок").
Ранее общество оспаривало в суде неверное отнесение спорных земельных участков к иным, помимо 10-той, группам видов разрешенного использования земельных участков и неправильное определение кадастровой стоимости земельных участков.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2012 по делам N А54-398/2011 и N А54-399/2011, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010 действия управления по отказу от исправлении кадастровой ошибки, допущенной в результате неверного отнесения названных земельных участков к группе видов разрешенного использования N 9 признаны незаконными. Суд обязал управление и кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исправления кадастровой ошибки с момента ее совершения путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении перечисленных земельных участков к группе видов разрешенного использования N 10 ("земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружения и объектов").
Решения вступили в законную силу.
Полагая, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013, зафиксированной в отчете об определении кадастровой стоимости от 06.09.2013 N 62-1, были использованы недостоверные сведения о земельных участках в части неверного отнесения к 5-ой и 9-ой группам вида их разрешенного использования, общество 26.02.2014 обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, приложив к заявлению вышеназванные судебные решения.
Решением комиссии от 27.03.2014 N 9 заявление общества отклонено со ссылкой на неподтверждение недостоверности использованных при определении кадастровой стоимости земельных участков сведений об объекте недвижимости.
Не согласившись с решением комиссии, общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Порядок проведения кадастровой оценки изложен в главе III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок работы комиссии), Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, комиссии создаются при Управлениях Росреестра.
Из пункта 19 Порядка работы комиссии следует, что при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости. В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Материалами дела установлено, что общество обратилось в комиссию в связи с недостоверностью сведений, представленных для государственной кадастровой оценки, в части группы видов разрешенного использования, что повлекло отнесение земельных участков к 5 и 9 группам видов разрешенного использования, а не к 10 группе.
В силу п.2 ст.7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков регламентированы Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), согласно которым кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется применительно к определенным видам разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе перечисленных в подпунктах этого пункта видов разрешенного использования. В частности, в подпункте 1.2.10 (10-ая группа) пункта 1.2 указаны земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Судами установлено, что ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" является субъектом электроэнергетики, одним из основных видов деятельности общества является производство электрической и тепловой энергии. По целевому назначению и виду функционального использования земельные участки общества, на которых расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, относятся к десятой группе видов разрешенного использования.
Кадастровая стоимость согласно кадастровым справкам кадастровой палаты на 12.03.2013 была изменена в соответствии с указанными выше судебными актами, исходя из отнесения земельных участков к 10-й группе видов разрешенного использования.
Постановлением министерства от 14.10.2013 N 10-п установлен средний удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, в том числе отнесенных к 10 группе видов разрешенного использования - 711,08 руб./кв.м, к 5 группе - 4286,68 руб./кв.м, к 9 группе - 1289,34 руб./кв.м.
Судами установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки переданы недостоверные сведения об отнесении спорных земельных участков к видам разрешенного использования: обслуживание зданий электромастерской; обслуживание здания проходной; обслуживание производственных зданий и сооружений; обслуживание прирельсовой эстакады промышленного предприятия - 9 группа видов разрешенного использования; обслуживание здания механической мойки автомобилей - 5 группа видов разрешенного использования. Судебные акты, которыми установлено, что спорные земельные участки отнесены к 10 группе видов разрешенного использования, для проведения государственной кадастровой оценки не передавались.
Поскольку при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков использовались недостоверные сведения, суды пришли к правильному выводу о незаконности решения комиссии и обоснованно удовлетворили требования общества.
Довод кассационных жалоб о том, что отнесение земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования является прерогативой оценщика и комиссия не вправе вмешиваться в эту область оценки, несостоятелен.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, полностью повторяют доводы апелляционных жалоб, и были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1ч.1ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А54-2155/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.