Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2015 г. N Ф10-4323/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
4 августа 2015 г. |
Дело N А54-2155/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.08.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Понкратовой А.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Республика Татарстан, г. Казань, ОГРН 1041621008824) в лице Рязанского филиала - представителя Варзина В.А. (доверенность от 01.04.2015), от ответчиков: - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384) - представителя Лысовой Т.Н. (доверенность от 15.01.2015), комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Рязанской области - председателя Пыртикова С.А (приказ от 19.12.2011 N П/513), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, национального совета по оценочной деятельности, общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС", администрации города Рязани, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц - связи апелляционные жалобы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Рязанской области и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015 по делу N А54-2155/2014 (судья Ушакова И.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала (далее - заявитель, общество, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - управление) и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Рязанской области (далее - комиссия):
- о признании незаконным решения комиссии от 27.03.2014 года N 9;
- обязании комиссии и управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о пересмотре по состоянию на 01.01.2013 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0130002:138, 62:29:0130002:139, 62:29:0130002:330, 62:29:0130002:331, 62:29:0130002:332, 62:29:0130002:333, 62:29:0130002:334, 62:29:0130002:335, 62:29:0130002:336, 62:29:0130002:337, 62:29:01 30002:338, 62:29:0130002:339, 62:29:0130002:259, исходя из отнесения последних к 10-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов).
- обязании управления в порядке, установленном приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 N 114 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости", уведомить министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области (далее - министерство) о необходимости пересмотра по состоянию на 01.01.2013 результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0130002:138, 62:29:01 3 0002:139, 62:29:013 0002:330, 62:29:0130002:331, 62:29:0130002:332, 62:29:0130002:333, 62:29:0130002:334, 62:29:0130002:335, 62:29:0130002:336, 62:29:0130002:337, 62:29:0130002:338, 62:29:0130002:339, 62:29:0130002:259, исходя из отнесения последних к 10-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов недвижимости) (с учетом уточнения исковых требований от 17.02.2015, т. 4, л. д. 61).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены - министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (далее - кадастровая палата), национальный совет по оценочной деятельности, общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС" и администрация г. Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просили его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований управление и комиссия ссылались на то, что вступившие в законную силу решения судов, установившие, что земельные участки заявителя относятся к 10-й группе видов разрешенного использования, не являются основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости новых сведений. Указывая на то, что управление осуществляет техническое обеспечение деятельности комиссии, считают взыскание судом с последнего судебных расходов необоснованным.
Заявитель представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменений, а апелляционные жалобы управления и комиссии - без удовлетворения. В обоснование своих доводов общество ссылалось то, что государственная кадастровая оценка земель была осуществлена на основании недостоверных сведений, в части группы видов разрешенного использования, что повлекло отнесение земельных участков к 5 и 9 группам видов разрешенного использования, а не к 10 группе видов разрешенного использования. Указало на наличие вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Рязанской области, согласно которым спорные земельные участки отнесены к 10-й группе видов разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов").
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 года N 10-п "Об утверждении результатов определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" (т. 5, л. д. 90) утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013, в т. ч. в отношении следующих земельных участков, собственником которых является ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" (т. 5, л. д. 90,91), с кадастровыми номерами:
62:29:0130002:138 (г. Рязань, р-н Южный цромузел, 23) стоимостью 788 328 рублей 45 копеек;
62:29:0130002:139 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 3 249 954 рубля 12 копеек;
62:29:0130002:330 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 138 553 рубля 80 копеек;
62:29:0130002:331 (г. Рязань, р-н Южный цромузел, 23) стоимостью 20 471 462 рубля 55 копеек;
62:29:0130002:332 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 255 108 рублей 48 копеек;
62:29:0130002:333 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 187 313 рубля 80 копеек;
62:29:0130002:334 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 166 078 рублей 92 копейки;
62:29:0130002:335 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 29 396 234 рубля 97 копеек;
62:29:0130002:336 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 96 424 рубля 62 копейки;
62:29:0130002:337 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 472 114 рублей 50 копеек;
62:29:0130002:338 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 78 599 рублей 26 копеек;
62:29:0130002:339 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 81 089 рублей 60 копеек;
62:29:0130002:259 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) стоимостью 8 984 446 рублей 72 копейки.
Стоимость земельных участков и право собственности подтверждаются кадастровыми паспортами земельных участков (т. 1, л. д. 12-41) и свидетельствами о регистрации права (т. 1, л. д. 42-54).
Общество 05.12.2013 обратилось в министерство с запросом исх. N 2211-01.17 о предоставлении сведений об указанных земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости (т. 1, л. д. 75).
Письмом от 10.12.2013 исх. ММ/3-8642 (т. 1, л. д. 76) министерство представило в адрес заявителя сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков, из которых следует, что кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности общества, была определена исходя из отнесения последних:
1) к 5-й группе видов размещенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", приказ Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39).
62:29:0130002:332 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 255 108 рублей 48 копеек;
62:29:0130002:333 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 187 313 рубля 80 копеек;
62:29:0130002:334 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 166 078 рублей 92 копейки;
62:29:0130002:335 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 29 396 234 рубля 97 копеек;
62:29:0130002:259 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 8 984 446 рублей 72 копейки.
2) к 9-й группе видов разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", приказ Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39):
62:29:0130002:138 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 788 328 рублей 45 копеек;
62:29:0130002:139 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 3 249 954 рубля 12 копеек;
62:29:0130002:330 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 138 553 рубля 80 копеек;
62:29:0130002:331 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 20 471 462 рубля 55 копеек;
62:29:0130002:336 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 96 424 рубля 62 копейки;
62:29:0130002:337 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 472 114 рублей 50 копеек;
62:29:0130002:338 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) - 78 599 рублей 26 копеек;
62:29:0130002:339 (г. Рязань, р-н Южный промузел, 23) 81 089 рублей 60 копеек.
Вместе с тем, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Рязанской области (т. 1, л. д. 55-74), все вышеперечисленные земельные участки, принадлежащие ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", были отнесены к 10-й группе видов разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружения и объектов").
При этом Арбитражный суд Рязанской области обязал управление и кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исправления кадастровых ошибок с момента их совершения и внести в государственный кадастр недвижимости) сведения об отнесении вышеуказанных земельных участков к 10-й группе видов разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов").
Считая, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013, зафиксированным в отчете об определении кадастровой стоимости от 06.09.2013 N 62-1
были использованы недостоверные сведения о земельных участках в части вида их разрешенного использования (ВРИ), общество 26.02.2014 обратилось с заявлением от 25.02.2014 исх. N 333-01.17 (т. 1, л. д. 11) о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Рязанской области, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.12.2011 N П/513 в Рязанской области при управлении Росреестра по Рязанской области (т. 3, л. д. 25).
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, обществом было указано на недостоверность сведений о них, использованных при определении их кадастровой стоимости.
Помимо документов, указанных в пункте 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263), к заявлению от 25.02.2014 исх. N 333-01.17 обществом были приложены вышеупомянутые судебные акты Арбитражного суда Рязанской области об отнесении вышеуказанных земельных участков к 10-й группе видов разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов") (т. 2).
По результатам рассмотрения заявления, 27.03.2014 комиссией было принято оспариваемое решение N 9 (т. 1, л. д. 78) об отклонении заявления ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" на основании того, что последним не подтверждена недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости сведений об объекте недвижимости.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недостоверности сведений, представленных для государственной кадастровой оценки, в части группы видов разрешенного использования, что повлекло отнесение земельных участков к 5 и 9 группам видов разрешенного использования, а не к 10 группе видов разрешенного использования, а также наличия вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Рязанской области, установивших, что спорные земельные участки относятся к 10-й группе видов разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов").
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.12 Федерального закона от29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013 проведены работы по оценке земель населенных пунктов.
В объекты оценки также включены спорные земельные участки, результаты утверждены постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 N 10-п.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости
Из положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности следует, что комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и работы комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка комиссия создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким органом является Росреестр. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Рязанской области создана на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.12.2011 N П/513 (т. 3, л. д. 25).
Поскольку комиссия в силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, положений Порядка создания и работы комиссии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263, представляет собой постоянно действующую структуру при территориальном органе Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации, наделена полномочиями по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости, результатом деятельности комиссии является решение, которое может быть обжаловано в арбитражном суде, названная комиссия является заинтересованным лицом по делам об оспаривании принятых ею решений и подлежит привлечению к участию в деле, наряду с территориальным органом Росреестра, при котором она создана.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказать соответствие оспариваемого решения закону должна быть возложена на комиссию. Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13.
Из пункта 19 Порядка следует, что при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.
В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.
В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Материалами дела установлено, что общество обратилось в комиссию в связи с недостоверностью сведений, представленных для государственной кадастровой оценки, в части группы видов разрешенного использования, что повлекло отнесение земельных участков к 5 и 9 группам видов разрешенного использования, а не к 10 группе видов разрешенного использования.
В пункте 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010 (т. 2, л. д. 48) действие управления, выразившееся в отказе (письме Росреестра по Рязанской области от 14.09.2010 исх. N 01/3399, от 11.11.2010 исх. N 07/4382) об исправлении кадастровой ошибки, допущенной в результате неверного отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0130002:330, 62:29:0130002:331, 62:29:0130002:332, 62:29:0130002:333, 62:29:0130002:334, 62:29:0130002:335, 62:29:0130002:336, 62:29:0130002:337, 62:29:0130002:338, 62:29:0130002:339, 62:29:0130002:340, 62:29:0130002:254, 62:29:0130002:257, 62:29:0130002:259, 62:29:0130002:277 к группе видов разрешенного использования N 9 (неверное определение номера вида разрешенного использования земельных участков), проверенное на соответствие положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признано незаконным.
Суд области обязал управление и кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" путем исправления кадастровой ошибки с момента ее совершения путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении перечисленных земельных участков к группе видов разрешенного использования N 10 ("земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружения и объектов").
Аналогичные решения были вынесены Арбитражным судом Рязанской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0130002:138 (от 10.12.2012 по делу N А54-398/2011) и 62:29:0130002:139 (от 10.12.2012 по делу N А54-399/2011) (т. 2, л. д. 63, 75).
Указанные решения суда обжалованы не были, в связи с чем вступили в законную силу.
Вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков регламентированы Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, согласно которым кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется применительно к определенным видам разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, относятся к 10 группе видов разрешенного использования.
Таким образом, принимая во внимание особый характер этих объектов, земельные участки под данными объектами отнесены в отдельную группу, что представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию, и услуги субъектов естественных монополий.
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" является субъектом электроэнергетики, а в силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественных монополий.
Одним из основных видов деятельности общества является производство электрической и тепловой энергии.
По целевому назначению и виду функционального использования земельные участки общества, на которых расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, относятся к десятой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кадастровая стоимость согласно кадастровым справкам кадастровой палаты на 12.03.2013 (т. 4, л. д. 49-61) была изменена в соответствии с судебными актами, исходя из 10-й группы видов разрешенного использования, в подтверждение этого обстоятельства представлен расчет (т.5, л. д. 46), согласно действовавшему в период до 01.01.2013 постановлению Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 (т. 3, л. д. 78) об утверждении государственной кадастровой оценки, которым был установлен средний удельный показатель кадастровой стоимости для 10 группы видов разрешенного использования 588,36 руб./кв. м, для 5 группы был установлен средний удельный показатель - 4286,68 рублей, для 9 группы - 2802,73 рубля.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 N 10-п (т. 5, л. д. 62) для 5 группы видов разрешенного использования установлен средний удельный показатель 4286,68 рублей, для 9 группы - 1289,34 рубля, для 10 группы - 711,08 рубля, что свидетельствует о существенной разнице кадастровой стоимости в зависимости от отнесения земельных участков к той или иной группе видов разрешенного использования, повышенному расчету кадастровой стоимости спорных земельных участков и увеличенному размеру земельного налога.
Для сравнения общество представило расчет кадастровой стоимости, исходя из среднего удельного показателя 711,08 рублей, установленного для 10-й группы видов разрешенного использования. Согласно расчету утвержденная постановлением от 14.10.2013 N 10-п кадастровая стоимость превышает расчетную стоимость в 2 и более раз (т. 5, л. д. 121).
Согласно отчету ООО НПО "ГеоГИС" от 06.09.2013 N 62-1 (т. 5, л. д. 27) в части группировки объектов оценки земельные участки в соответствии с видами разрешенного использования на основании Методических указаний разделяются на 17 видов разрешенного использования, в том числе предусмотрен 10-й вид - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
При группировке объектов оценщик руководствовался информацией о разрешенном использовании, которое является обязательной учетной характеристикой объекта оценки - земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
Материалами дела установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки, по результатам которой министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области принято постановление от 14.10.2013 N 10-п, были переданы недостоверные сведения об отнесении спорных земельных участков к видам разрешенного использования: обслуживание зданий электромастерской; обслуживание здания проходной; обслуживание производственных зданий и сооружений; обслуживание прирельсовой эстакады промышленного предприятия - 9 групп ВРИ, обслуживание здания механической мойки автомобилей - 5 группе (ВРИ).
Сведения в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами, согласно которым спорные земельные участки отнесены к группе видов разрешенного использования N 10 (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов) для проведения государственной кадастровой оценки не передавались.
Доводам ответчиков о том, что принятые судебные акты не могут иметь значения, поскольку при проведении новой государственной кадастровой оценки заново определялся вид разрешенного использования земельных участков и соответственно их отнесение к той или иной группе видов разрешенного использования, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков использовались недостоверные сведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для принятия комиссией решения о пересмотре кадастровой стоимости, в соответствии с пунктом 19 Порядка создания и работы комиссии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Рязанской области (т.1, л. д. 55-74), от 10.10.2012 по делу N А54-398/2011, от 10.10.2012 по делу N А54-399/2011, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010 в отношении всех спорных земельных участков решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения их кадастровой стоимости, признаны незаконными.
Судебные акты по вышеуказанным делам имеют в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Соответственно, ссылка управления на осуществление им технического обеспечения деятельности комиссии, как основание освобождения от судебных расходов, является несостоятельной.
В связи с удовлетворением заявленных требований, руководствуясь положениями статьи 110 АПК РФ, суд области взыскал с управления в пользу общества судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Вместе с тем, на момент рассмотрения апелляционны жалоб Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2015 принято постановление N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28), в соответствии с абзацем пятым пункта 31 которого, при удовлетворении требований об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счет казны Российской Федерации (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
С учетом вышеизложенной правовой позиции, которая обязательна для применения на дату рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционных жалоб, с управления в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей за счет казны Российской Федерации
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015 в части распределения государственной пошлины по иску подлежит изменению в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В остальной части обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Доводы управления и комиссии о необоснованном взыскании с управления государственной пошлины противоречат постановлению Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015 по делу N А54-2155/2014 изменить в части распределения государственной пошлины по иску. Взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Республика Татарстан, г. Казань, ОГРН 1041621008824) в лице Рязанского филиала судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей за счет казны Российской Федерации. В остальной части решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015 по делу N А54-2155/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-2155/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2015 г. N Ф10-4323/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области
Третье лицо: Администрация города Рязани, геогис, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Рязанской области, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Национальный совет по оценочной деятельности, ООО научно-производственное объединение "ГеоГИС", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государ-ственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязан-ской области