г.Калуга |
|
8 декабря 2015 г. |
Дело N А64-1930/2015 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 01.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 08.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей
при участии в заседании: от истца: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
от ответчика:
от третьего лица: |
Сладкопевцевой Н.Г. Козелкина И.И.
Мещерякова Л.П. (дов. от 05.06.2015 N 130-06/105),
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МО городской округ город Тамбов в лице Администрации города Тамбова на решении Арбитражного суда Тамбовской области от 15.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 по делу N А64-1930/2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (в настоящее время - Публичное акционерное общество) "Тамбовская энергосбытовая компания", ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210, (далее - ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к муниципальному образованию городской округ город Тамбов в лице Администрации города Тамбова, ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056, (далее - МО ГО г.Тамбов в лице Администрации) о взыскании 389 772 руб. 69 коп. стоимости фактических потерь электрической энергии (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.06.2015 (судья Тишин А.А) исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 (судьи Маховая Е.В., Сурненков А.А., Мокроусова Л.М.) принятое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, МО ГО г.Тамбов в лице Администрации г.Тамбова обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Тамбовской области от 15.06.2015 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015, как незаконных.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с сентября 2012 года по январь 2013 года ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" осуществляло поставку электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии на объекты электросетевого хозяйства: Блок инженерно-технических сооружений (БИТС), кабельные линии 0,4 кВ от БИТС до жилых домов по ул.Бастионной д.д.24а, 24г, 24е, котельная по ул.Бастионной, д.24ж, принадлежащие ответчику.
В период с февраля по октябрь 2013 ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" также поставляло электрическую энергию для целей компенсации потерь на объекты: кабельные линии 6кВ N 53, 55 от ПС "Октябрь" до БИТС, БИТС, кабельные линии 0,4 кВ от БИТС до жилых домов по ул.Бастионной д.д24а, 24г, 24е, котельная по ул.Бастионной, д.24ж.
Факт поставки электрической энергии в спорный период в отношении указанных объектов в объеме 114 090,43 кВт.ч. подтверждается имеющимися в деле сводными актами учета электроэнергии, переданной потребителям истца по сетям ОАО "МРСК Центра"-"Тамбовэнерго".
На основании договора аренды от 26.09.2011 N 19 (в редакции дополнительного соглашения от 07.11.2013), заключенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (арендодатель) и ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (арендатор), арендодателем передано арендатору во временное владение и пользование муниципальное имущество, в том числе: внутриплощадочные кабельные сети литер 1, расположенные по адресу: г.Тамбов ул.Бастионная в районе ОАО "Тамбовский завод "Октябрь" от подстанции 110/6 кВ до БИТС г.Тамбова, протяженностью 1067,35 м.; кабельная линия 0,4 кВ от трансформаторной подстанции по ул.Бастионной, д. 24а до многоквартирных домов NN 24а, 24г, 24е и котельной (литер А) по ул.Бастионной, д. 24ж, протяженностью 343,20 м.
Согласно п. 3 дополнительного соглашения от 07.11.2013 оно вступает в силу с 25.10.2013 и является неотъемлемой частью договора аренды N 19.
Указанное имущество передано арендатору на основании акта приема-передачи от 25.10.2013.
Ссылаясь на то, что потребленная вышеперечисленными объектами электросетевой инфраструктуры электроэнергия до момента их передачи ОАО "Тамбовские коммунальные системы" неоплачена ответчиком, что привело к образованию задолженности в размере 389 772 руб. 69 коп. ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось с претензией от 20.03.2015 к ответчику об оплате долга.
Неисполнение заявителем требования истца о погашении задолженности в указанном размере в добровольном порядке послужило основанием для обращения ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязана оплачивать стоимость потерь, возникающих в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
В пунктах 50, 51 Правил N 861 определено, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке. Размер этих потерь определяется как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в электросеть, и объемом полезного отпуска (то есть объемами, потребленными присоединенными к этой сети энергопринимающими устройствами, а также переданными в другие сетевые организации).
Согласно п. 128 Основных положений N 442 (в редакции, действовавшей в спорный период) фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III Положений. При этом, в первую очередь, сетевые организации должны приобретать электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении квалифицированных генерирующих объектов, подключенных к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.
В силу п. 129 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих ему объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
При отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии для целей компенсации потерь электроэнергии, сетевые организации оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (пункт 130).
В соответствии с п. 136 Основных положений N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных приложением N 3.
На основании указанных данных сетевые организации определяют объем электрической энергии, полученной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, объем электрической энергии, отпущенной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства смежным субъектам (сетевым организациям, производителям электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребителям, присоединенным к принадлежащим им объектам электросетевого хозяйства), и определяют фактические потери электрической энергии, возникшие за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (п. 185 Основных положений N 442).
Судом установлено, что спорный объект электросетевого хозяйства (Блок инженерно-технических сооружений (БИТС), в отношении которого заявлено требование о взыскании стоимости фактических потерь, в в период с сентября 2012 года по октябрь 2013 принадлежал муниципальному образованию городской округ город Тамбов в лице Администрации г.Тамбова.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением Администрации г.Тамбова от 04.06.2007 N 3603 "О принятии в муниципальную собственность г.Тамбова объектов недвижимого имущества и включении их в состав имущества муниципальной казны г.Тамбова", актом от 14.05.2007 приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность городского округа город Тамбов, подписанным Территориальным управлением Росимущества по Тамбовской области и ответчиком, имеющимися в материалах дела.
При этом передача в аренду указанного имущества ОАО "Тамбовские коммунальные системы" произведена только 25.10.2013, на основании соответствующего акта приема-передачи, представленного в дело.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части взыскания стоимости фактических потерь электрической энергии в отношении данного объекта электросетевой инфраструктуры, находящегося в муниципальной собственности в спорный период.
Довод заявителя жалобы о том, что кабельные линии 0,4 кВ от БИТС до жилых домов 24а, 24г, 24е по ул.Бастионной и котельная по ул.Бастионной д.24ж являлись в спорный период бесхозяйными, в связи с чем, по мнению ответчика, взыскание с него задолженности в отношении данных объектов неправомерно, получил надлежащую оценку арбитражного суда и признан не соответствующим положениям действующего законодательства и материалам дела.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации водоснабжения населения.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п.п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225, 236 ГК РФ, принимаются на учет органами Федеральной службы государственной регистрации.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 постановления N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.
Таким образом, спорные объекты системы электроснабжения, являющиеся объектами инженерной инфраструктуры, подлежали передаче в муниципальную собственность.
Исходя из системного анализа вышеуказанных положений законодательства, учитывая, что доказательства принадлежности данных объектов (кабельные линии 0,4 кВ от БИТС до жилых домов 24а, 24г, 24е по ул.Бастионной и котельная по ул.Бастионной д.24ж) на праве собственности, зарегистрированном в установленном порядке, каким-либо лицам в материалах дела отсутствуют, наряду с доказательствами передачи бремени содержания этого имущества иным лицам на законном основании, арбитражный суд признал спорные объекты бесхозяйными.
В связи с изложенным, именно ответчик, как муниципальное образование, в границах которого находится спорное имущество, несет обязанность по содержанию данных объектов и несет расходы по возмещению понесенных истцом затрат на оплату стоимости электроэнергии на компенсацию фактических потерь по данным объектам.
Внеплощадочные кабельные линии 6кВ N 53, 55 от ПС "Октябрь" до БИТС, протяженностью 1067,35 м. приняты в муниципальную собственность МО ГО г.Тамбов от ОАО "Тамбовский завод "Октябрь" на основании договора пожертвования от 18.02.2013 N 01-15-5/13 и по акту приема-передачи от 18.02.2013, в связи с чем расчет потерь по указанным кабельным линиям произведен истцом за период с 01.03.2013 по 31.10.2013.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных правовых оснований для взыскания с ответчика спорной суммы задолженности, составляющей стоимость фактических потерь электроэнергии, понесенных в сетях, принадлежащих МО ГО г.Тамбов, удовлетворив исковые требования ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в полном объеме.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводах. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч.1 п.1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 по делу N А64-1930/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В Шильненкова |
Судьи |
Н.Г.Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.