г.Калуга |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А84-1019/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "АКВАФУД РУ" (ОГРН 1149204022153, ИНН 9201007309, Парковая ул., д. 11, г. Севастополь, Республика Крым, 299057): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю (ОГРН 1147746380759, Пушкина ул., д.10,г. Севастополь, Республика Крым, 299011): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьего лица:
общества с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин" (Парковая ул., д. 11, г. Севастополь, Республика Крым, 299057): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКВАФУД РУ" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2015 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 (судьи Полынкина Н.А., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А84-1019/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АКВАФУД РУ" (далее по тексту - заявитель, Общество или ООО "АКВАФУД РУ") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю (далее по тексту также - Управление, уполномоченный орган) о признании незаконным изложенного в письме от 06.04.2015 N 15/2865 отказа в регистрации транспортного средства, принадлежащего Обществу на основании договора купли-продажи транспортного средства, - грузового автомобиля JAC, государственный номерной знак СН6264АК, свидетельство о регистрации транспортного средства N САЕ793808, и с требованием обязать уполномоченный орган осуществить регистрацию указанного автомобиля.
Определением суда от 15.06.2015 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин" (далее - ООО "Гранд Отель Аквамарин").
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.09.2015 и постановление от 09.12.2015 и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Из установленных судами фактических обстоятельств усматривается, 13.11.2014 между ООО "Гранд Отель Аквамарин" (продавец) и ООО "АКВАФУД РУ" (покупатель) заключен договор купли-продажи грузового автомобиля JAC, модель HFC1020 KR, 2008 года выпуска, государственный номерной знак СН6264АК. Указанный автомобиль передан продавцом покупателю по акту приема-передачи от 13.11.2014 вместе со свидетельством о регистрации транспортного средства.
Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением от 02.02.2015 N 4/15 о регистрации вышеупомянутого грузового автомобиля.
Между тем Управление отказало заявителю в регистрации приобретенного по договору купли-продажи транспортного средства, о чем направило письмо от 06.04.2015 N 15/2865, в котором указало на то, что транспортные средства подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в частности, паспортов транспортных средств в таможенных органах.
Общество оспорило в арбитражном суде данный отказ Управления как незаконный.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывали следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ), в редакции, действовавшей в спорный период, в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года.
В силу пункта 6 статьи 19 Закона N 52-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса.
Согласно пункту 7 названной статьи настоящего Закона обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на дату совершения сделки по реализации транспортного средства его продавец - ООО "Гранд Отель Аквамарин" свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации не привел.
Вместе с тем покупатель транспортных средств на дату их приобретения был зарегистрирован в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Согласно пунктам 19, 20 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила N 1001) транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственник транспортных средств обязан снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в том числе в случае изменения собственника (владельца) (пункт 5 Правил N 1001).
На основании пункта 3 Правил N 1001 не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г.Севастополя", действовавшем в спорный период, для юридических лиц, зарегистрированных на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Украины, в переходный период устанавливался порядок замены регистрационных документов и государственных регистрационных знаков с выдачей паспортов транспортных средств.
Замена регистрационных документов в данных случаях осуществлялась на основании регистрационных документов, выданных в соответствии с законодательством Украины.
Судами установлено, что ООО "Гранд Отель Аквамарин" на дату продажи спорных транспортных средств замену регистрационных документов на них не осуществило.
После приобретения транспортных средств в собственность ООО "АКВАФУД РУ", обратившись в регистрационную службу Российской Федерации с заявлением о регистрации транспортных средств, для указанных целей представило регистрационные документы, оформленные в соответствии с законодательством Украины и на иное лицо - продавца данных транспортных средств.
В силу требований вышеизложенных норм действующего законодательства Российской Федерации, а также принятых нормативных правовых актов, направленных на интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую и правовую системы Российской Федерации, документы, представленные заявителем для регистрации приобретенного им транспортного средства, не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, а поэтому не могли служить основанием для такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент), для государственной регистрации транспортного средства в регистрирующий орган должны быть представлены, в том числе документы на транспортное средство, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пункт 15.4.1 Административного регламента к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемым заявителями для совершения регистрационных действий, относит паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.
Учитывая, что сделка по реализации транспортного средства осуществлена в переходный период юридическим лицом, не переоформившим свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и не осуществившим замены регистрационных документов на упомянутое выше транспортное средство, суды правильно заключили, что представленные заявителем регистрационные документы, выданные в соответствии с законодательством Украины, не могли служить основанием для регистрации приобретенного грузового автомобиля за новым собственником.
При таких обстоятельствах спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о правомерности оспариваемого отказа.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу N А84-1019/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АКВАФУД РУ" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.12.2015 N 2244, в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.