Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 июля 2003 г. N КА-А40/4773-03
(извлечение)
Решением от 23.01.2003 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.04.2003, признано незаконным как не соответствующее ст.ст. 101, 109 НК РФ решение ИМНС РФ N 13 по САО г. Москвы N 1-1280/15ВП/181 ДСП от 10.12.2001, вынесенное в отношении ГУП ДЕЗ района "Бескудниковский", в части доначисления НДС в размере 555399 руб., соответствующих этому налогу пени и штрафа в размере 111080 руб.; доначисления налога на пользователей автодорог в размере 16209 руб., соответствующих этому налогу пени и штрафа в размере 3813 руб.; доначисления налога на прибыль в размере 229126 руб., соответствующих этому налогу пени и штрафа в размере 45825 руб.
При этом судебные инстанции исходили из того, что отсутствуют объекты налогообложения, а также из того, что ни в акте проверки, ни в решении не указано, каким образом и на основании каких первичных документов и данных налоговым органом установлено занижение объектов налогообложения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 13 по САО г. Москвы, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель предприятия против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в судебных актах.
Дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителя инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей предприятия, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).
Согласно ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей.
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ, услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
При рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что статус ГУП ДЕЗ района "Бескудниковский" и характер его деятельности определяются Уставом, в соответствии с которым предприятие само не оказывает услуги, а только организует их выполнение другими организациями и контролирует их исполнение.
Судебными инстанциями на основе исследования и оценки представленных доказательств правильно установлено, что все средства, получаемые предприятием от ресурсоснабжающих организаций в виде комиссионного вознаграждения, от населения в виде платежей по техническому обслуживанию, за коммунальные и другие услуги, а также средства, получаемые от организации конкурсов, являются целевыми и компенсируют бюджетное недофинансирование и, следовательно, не являются выручкой.
При этом, судебные инстанции, руководствуясь Распоряжением Мэра Москвы от 23.11.95 N 619-РМ "О совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством города", Постановлением Правительства Москвы от 24.02.98 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление", Инструкцией о порядке планирования расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, ведению учета средств, полученных из бюджета на указанные цели, а также составлению отчетности, утвержденной Приказом Департамента инженерного обеспечения Правительства Москвы от 12.05.94 N 146, сделали правомерный вывод о том, что у предприятия не возникло объектов налогообложения НДС, налогом на пользователей автодорог, налогом на прибыль.
В кассационной жалобе приведена позиция налогового органа, содержащаяся также в акте проверки, решении, отзыве на иск, в апелляционной жалобе. Данной позиции дана правильная и обоснованная оценка судебными инстанциями при рассмотрении спора.
По мнению налогового органа, предприятие, наряду с выполнением основных функций заказчика, оказывало платные услуги населению и юридическим лицам, получало за это вознаграждение, в связи с чем налоги на денежные средства, которые являются доходом предприятия, начислены правомерно.
Данные доводы являются необоснованным.
В соответствии с Уставом, ГУП ДЕЗ района "Бескудниковский" организует выполнение услуг другими организациями и контролирует исполнение, а не оказывает услуги, в счет оплаты которых собирает платежи.
Согласно Уставу, предприятие может иметь прибыль и приобретать на нее имущество, однако, данных о том, что предприятие получало средства от оказания иных услуг (счет 46), инспекцией не представлено.
Распоряжением Мэра Москвы N 619-РМ от 23.11.95 установлено, что с 01.01.96 дирекции единого заказчика районов получают и используют средства на эксплуатацию жилищного фонда, полученные из бюджета, от нанимателей, арендаторов и собственников помещений в жилых домах, а также из других источников, как средства целевого финансирования.
Согласно Постановлению Правительства Москвы N 142 от 24.02.98, дополнительные средства, полученные жилищными организациями за взимание повышенной платы за отопление, относятся на доходы жилищных организаций по статье "Разные доходы" и направляются на компенсацию затрат по содержанию жилищного фонда.
Расходование и учет средств, полученных ДЕЗ от выполненных работ, дающих дополнительный доход, должны производиться в соответствии с Приказом Департамента инженерного обеспечения N 146 от 12.05.94, согласно которому средства, получаемые на содержание жилищного фонда, отражаются по кредиту счета N 96 "Целевые финансирования и поступления", доходы от выставления на аукцион прав аренды на нежилые помещения относятся на статью "Разные доходы" и направляются на оплату работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Средства, полученные от организаций за участие в конкурсах за право аренды на нежилые помещения, отражаются истцом на счете 96 "Целевые финансирования и поступления", поскольку получены в соответствии с Распоряжением Мэра г. Москвы от 05.07.2000 N 707-РМ "Об изменении порядка зачисления арендных платежей за нежилые помещения и других неналоговых доходов".
Следовательно, у предприятия не возникло объектов налогообложения, поскольку полученные средства являются целевыми. Данные средства отражались предприятием на счете 96 "Целевые финансирования и поступления", расходовались как средства целевого финансирования на уменьшение расходной части сметы, и, следовательно, не являлись выручкой.
В отношении правонарушения, связанного с не исчислением НДС по сумме штрафа, полученной от ООО "ИСБ", судебными инстанциями сделан правильный вывод о недоказанности налоговым органом получения предприятием во 2 кв. 2000 г. данного штрафа, поскольку пл. поручения N 510 от 06.07.2000, на которое имеется ссылка в решении, у предприятия нет и инспекцией данное пл. поручение также не представлено.
Также судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что вынесенное налоговым органом решение не соответствует требованиям п. 3 ст. 101 НК РФ, поскольку в нем (как и в акте проверки) не указано, каким образом и на основании каких первичных документов и данных налоговым органом установлено занижение объектов налогообложения.
Учитывая изложенное, судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 23.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2003 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-41887/02-114-516 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 13 по САО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2003 г. N КА-А40/4773-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании