Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 февраля 2003 г. N КА-А40/9010-02
(извлечение)
Частное охранное предприятие "Ратник-1" (далее - ЧОП "Ратник-1") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Северному административному округу г. Москвы (далее -ИМНС N 14) от 29.03.02 N 60.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Общероссийский независимый профсоюз работников организаций торговли и услуг "Перспектива" (далее - ОНП РОТУ "Перспектива"), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) и Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России).
Решением от 20.08.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.02, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, охранное предприятие обжаловало их в кассационную инстанцию, ссылаясь на неправильное применение судом постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" и ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
В судебное заседание представители заявителя, ИМНС N 14, ФСС России и МРО ФСС России, надлежащим образом уведомленные о месте и времени слушания дела, не явились. Представитель ОНП РОТУ "Перспектива" требования заявителя поддержал, ссылаясь на незаконность принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции.
Обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Решением ИМНС N 14 от 29.03.02 N 60 ЧОП "Ратник-1" предложено перечислить недоимку за 1999-2000 г.г. по взносам в ФСС России, пени и на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации наложен штраф за неправомерное неперечисление взносов в упомянутый фонд.
Охранное предприятие обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд, связывая необоснованность начисления недоимки и пени, а также наложения штрафа с тем, что страховые взносы за указанный период он перечислил ОНП РОТУ "Перспектива", имеющему право взимать взносы в государственное социальное страхование и перечислявшего взносы за истца в ФСС России.
Арбитражный суд г. Москвы, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что истец не исполнил надлежащим образом свою обязанность по уплате страховых взносов в ФСС России.
Первая и апелляционная судебные инстанции исследовали собранные по делу доказательства в совокупности, дали им надлежащую правовую оценку и сделали правильный вывод по заявленному иску.
Статьей 114 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральной собственностью, к которой относятся и средства Фонда социального страхования Российской Федерации, управляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" платежи по государственному страхованию производятся юридическими лицами на единый текущий счет фонда в установленном порядке.
Указами Президента Российской Федерации от 07.08.92 N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и от 28.09.93 N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации" установлено, что управление средствами государственного социального страхования осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах социального страхования" предусмотрено, что обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации
Положением о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101, установлено, что названный Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации и осуществляет сбор страховых взносов на государственное социальное страхование и контроль за их расходованием. Пунктом 3 этого Положения определено, что в Фонд входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, центральные отраслевые отделения, филиалы отделений.
Арбитражный суд г. Москвы правильно признал, что ОНП РОТУ "Перспектива" не отнесен к числу исполнительных органов Фонда социального страхования.
В ст. 8 Федерального закона от 30.04.99 N 83-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год", п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств государственного социального страхования Российской Федерации" определено, что суммы страховых взносов, перечисленные организациям, не относящимся к исполнительным органам Фонда, не могут быть признаны взносами на государственное социальное страхование, они являются задолженностью и взыскиваются в работодателей органами Фонда и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации с применением установленных законодательством Российской Федерации финансовых санкций.
Суд установил, что взносы на обязательное социальное страхование истец перечислил не в ФСС России, а ОНП РОТУ "Перспектива", выступившему посредником в отношениях по обязательному социальному страхованию. В связи с чем сделал правильный вывод о том, что обязанность по уплате страховых взносов в ФСС им не выполнена надлежащим образом.
Отклоняется довод кассационной жалобы о неправильном применении судом ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Названная статья предоставляет в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Названная статья предоставляет налоговым органам право взыскивать суммы недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 01.01.01. Таким образом, с указанной даты налоговые органы вправе начислять недоимки, пени и применять санкции при наличии у предприятия задолженности перед внебюджетными фондами.
Ссылка в жалобе на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1471 не предусматривает возможность взыскания недоимки, пеней и штрафа, отклоняется, поскольку не свидетельствует о том, что такая возможность законодателем устранена вообще.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о допущенной по настоящему делу судебной ошибке.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 20.08.02 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.02 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-14330/02-76-146 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 февраля 2003 г. N КА-А40/9010-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании