г.Калуга |
|
8 сентября 2016 г. |
Дело N А62-6899/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Бессоновой Е.В. |
|
Степиной Л.В. |
при участии: |
|
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска (ОГРН 1036758304692, ИНН 6730042967, ул.Ленина, д.16, г.Смоленск, 214000) - Луниной В.В. доверенность от 15.09.2015, Перехожевой О.В. доверенность от 15.09.2015 ( до перерыва), после перерыва не явились;
от автономной некоммерческой организации "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области" (ОГРН 1046758306649, ул.Октябрьской революции, д.14А, г.Смоленск, 214000) - Тимощенковой Т.В. доверенность от 08.07.2016, Осина И.В. доверенность от 08.07.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2016 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Заикина Н.В) по делу N А62-6899/2015,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Футбольный клуб "Днепр" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска (далее - Управление) от 23.07.2015 N 31 об отказе в зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, от 17.09.2015 N 076029 15 ВД 0002887 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Решением суда от 21.01.2016 требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 решение изменено, из мотивировочной части исключены абзац, расположенный на странице 11-12 следующего содержания: "Суд соглашается с доводом ответчика о том, что законодателем в качестве основного признака отличия массового вида спорта от 12 профессионального является возмездность труда спортсменов за участие спортивных соревнованиях и подготовку к ним в виде выплаты вознаграждения от организаторов таких соревнований и (или) заработной платы". Также исключены из мотивировочной части решения из абзаца 3 на странице 12 следующие слова: "... осуществляющий в соответствии с учредительными документами деятельность в области профессионального спорта не...".
Управление, не согласившись с выводами суда, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению Управления, организация является профессиональным футбольным клубом, осуществляет деятельность в области профессионального спорта и право на применение пониженного тарифа согласно п. 11 ч.1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ не имеет.
В отзыве на кассационную жалобу организация возражает против доводов жалобы, просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
До объявления перерыва удовлетворено ходатайство заявителя об изменении наименования в связи с внесением изменений в учредительные документы, на автономную некоммерческую организацию "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области" (определение от 01.09.2016).
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Как установили суды, основным видом экономической деятельности организации является прочая деятельность в области спорта, что соответствует коду 92.62 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
Полагая себя организацией, имеющей право применять льготный тариф по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, установленный п. 11 ч.1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, организация 28.05.2015 направила в Управление заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 119 039,42 руб. в счет платежей на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации.
23.07.2015 Управлением вынесено решение N 31 об отказе в зачете суммы 1 119 039,42 руб. излишне уплаченных страховых взносов, в связи с отсутствием, по мнению Управления, оснований применения пониженного тарифа.
26.08.2015 в связи с отказом в зачете Управлением направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный Фонд Российской Федерации в сумме 871 006,37 руб., пени на указанную недомику в сумме 17 729,02 руб., итого 888 735,39 руб., неисполнение которого послужило основанием вынесения решения от 17.09.2015 N 076029 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящих на счетах плательщика в банках, в указанной сумме.
Несогласие организации с указанными решениями Управления послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой и апелляционной инстанции удовлетворил заявление организации, правомерно руководствуясь следующим.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного закона (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с подпунктом "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, указанная система, в частности, применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которого является прочая деятельность в области спорта.
Для плательщиков страховых взносов, указанных, в том числе, в пункте 8 части 1 статьи 58, в течение 2012-2018 годов применяется пониженный тариф страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 0% (часть 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, т.е. доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
В том числе, в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (подпункт 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ).
Суды правильно применили указанную норму права к установленным по делу обстоятельствам, исключив суммы целевого финансирования 43 220 000 руб. (2013) и 42 591 000 руб. (2014) из объекта налогообложения.
После исключения этих сумм из остальных доходов организации формируется налоговая база. У организации (что не отрицает Управление) все указанные доходы были получены от основной деятельности, что соответствует установленному критерию применения льготного тарифа (не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ).
Критикуя названную позицию, Управление настаивает на ином порядке определения общего объема доходов, полагая, что в него следует включать целевое финансирование, и определять долю для применения льготного тарифа в определенном таким образом общем объеме доходов.
Между тем, эта позиция не учитывает положений названных выше норм, в частности, положений статьи 346.15 НК РФ, в силу которой целевые поступления исключаются в принципе из объекта налогообложения, в связи с чем указанный довод кассационной жалобы Управления не может быть принят во внимание.
В качестве довода жалобы Управление настаивает также на том, что отсутствует еще один из критериев, позволяющих организации применить пониженный тариф страховых взносов - деятельность организации не может быть расценена, как прочая деятельность в области спорта.
В обоснование названной позиции Управление ссылалось на первичные документы, полагая, что они свидетельствуют об осуществлении организацией деятельности в области профессионального спорта.
Между тем, судом апелляционной инстанции, который изменил в этой части мотивировочную часть решения суда первой инстанции, дана оценка первичным документам и установлено, что деятельность организации к профессиональному спорту в любом случае отнесена быть не может.
Судом принято во внимание следующее.
Между организацией и Главным управлением спорта Смоленской области заключено соглашение об оказании финансовой помощи за счет средств областного бюджета АНО ФК "Днепр", которое регулирует порядок предоставления и расходования выделенной финансовой помощи на содержание футбольного клуба, команды которого участвуют в первенстве России по футболу; учредителем которой является Администрация Смоленской области, согласно постановлению Администрации Смоленской области от 21.09.2012 N 688 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Смоленской области" на 2013-2015 годы". АНО ФК "Днепр" согласно Регламенту соревнований, в целях развития физической культуры и спорта в Смоленской области, принимает участие в первенстве России по футболу среди команд футбольных клубов "ПФЛ" и не является организатором данных соревнований, не является профессиональной спортивной организацией, а имеет все признаки массового спорта. В соответствии с Уставом АНО ФК "Днепр" создана в целях осуществления деятельности в области физической культуры и спорта, цели и предмет деятельности которой согласно Уставу соответствуют всем признакам массового спорта: для достижения цели, указанной в п. 2.1 Устава АНО ФК "Днепр" осуществляет следующие виды деятельности: участие в соревнованиях, проводимых в рамках Российского футбольного союза, Федераций футбола Смоленской области и города Смоленска, проведение различных мероприятий по футболу в целях пропаганды спорта и здорового образа жизни, осуществление тренировочного процесса, содействие развитию детско-юношеского футбола в Смоленской области
Вывод апелляционного суда основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ) профессиональный спорт представляет собой часть спорта, направленную на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.
Массовым спортом является часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.
Таким образом, если использовать названные понятия для определения направленности деятельности организация, то для организаций профессионального спора деятельностью является организация и проведение соревнований. Для массового спорта определяющим является участие в таких соревнованиях, как индивидуальное, так и коллективное, в том числе командное. При этом если команда, принимающая участие в массовых мероприятиях, организована и финансируется за счет средств некоммерческой организации (вне зависимости от источника этих средств), такая некоммерческая организация вследствие этого не приобретает статус профессионального организатора соревнований.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае документальное подтверждение осуществления организацией деятельности, направленной на организацию и проведение спортивных соревнований, не предоставлено, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отнесении организации к субъектам массового спорта.
Более того, законодателем для определения права организации на применение пониженного тарифа не употребляется понятие "массовый спорт", а применен иной термин "прочая деятельность в области спорта", которому определение не дано.
Управление, противопоставляя два понятия "профессиональный спорт" и "прочая деятельность в области спорта" (понимая под таковой массовый спорт), полагает эти понятия одноуровневыми и сравнимыми, что неверно.
В Общероссийском классификаторе видов деятельности, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД), в разделе "Предоставление прочих коммунальных, социальных и
персональных услуг по коду 92.6 фигурирует "Деятельность в области спорта", в подкодах - 92.61 "Деятельность спортивных объектов", 92.62 "Прочая деятельность в области спорта", таким образом, классификатор не выделяет такие виды деятельности, как массовый, и профессиональный спорт, а следовательно, при определении права на льготу, предусмотренную нормой подпункта "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, отсылающей к классификатору - такому виду деятельности, как "прочая деятяльность в области спора", Управление не вправе руководствоваться иным критерием, иное означает подмену понятий.
Поэтому к толкованию нормы закона в этой части возможно применить следующие принципы.
Целевое толкование нормы пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ позволяет прийти к выводу, что установление пониженного тарифа на период 2012-2027 годы предназначается для поддержки социально ориентированных организаций, чьи доходы получены в подавляющей части (установлен критерий 70%) именно от осуществления названной деятельности. Тот факт, что эта деятельность приносит доход, и соответственно, этот доход используется некоммерческой организацией на свои цели, в частности на содержание наемного персонала, соответственно, таким образом, является не препятствием, а прямым условием применения льготы, и только этот фактор принимается во внимание.
Тот факт, что кроме таких источников некоммерческие организации имеют иные источники осуществления деятельности, будь то взносы или пожертвования, в том числе получаемые из бюджета целевые поступления, соответственно, не влияет на реализацию указанного права на льготу. Суд кассационной инстанции полагает, что исходя из названных целей целевые поступления, в том числе бюджетные, законодателем выведены из объекта налогообложения (объекта обложения страховыми взносами), как не влияющие на условия получения льготы.
Иное толкование не позволит некоммерческим организациям, получение дохода для которых в принципе не может являться основной деятельностью (части 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), которые, соответственно, имеют возможность осуществлять социально значимую деятельность в основном за счет поступлений (от учредителей, бюджета и сторонних организаций (благотворительные и т.п. взносы и пожертвования), воспользоваться льготами, поскольку целевые поступления, рассматриваемые как доходы, как правило, будут при таком подходе превалировать в сумме доходов.
Примененный Управлением подход не учитывает направленность подобной льготы - социальная поддержка (в виде снижения налогового бремени (в том числе уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование) тех организаций, чья деятельность отвечает целям, для которых они созданы - удовлетворение общественных потребностей в образовательных целях, целях развития культуры и массового спорта.
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 по делу N А62-6899/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.