Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 сентября 2016 г. N Ф10-3074/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
9 июня 2016 г. |
Дело N А62-6899/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии представителя заявителя - автономной некоммерческой организации "Футбольный клуб "Днепр" (ОГРН 1046758306649, ИНН 6730052130) - Осина И.В. (доверенность от 02.10.2015), Тимошенковой Т.А. (доверенность от 02.05.2016), в отсутствие надлежащим образом извещенного заинтересованного лица - государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска (ОГРН 1036758304692, ИНН 6730042967), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы автономной некоммерческой организации "Футбольный клуб "Днепр" и государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2016 по делу N А62-6899/2015, установил следующее.
Автономная некоммерческая организация "Футбольный клуб "Днепр" (далее организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска (далее - учреждение) от 23.07.2015 N 31 о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, от 17.09.2015 N 076029 15 ВД 0002887 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Решением суда от 21.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. Мотивируя позицию заинтересованное лицо, что получение заработной платы за участие в соревнованиях является признаком осуществления организацией деятельности в области профессионального спорта. Настаивает на том, что доход организации от основной деятельностью, исчисленный в соответствии с частью 1.4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и статьями 251, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации составляет менее 70 % в объеме полученных доходов.
В свою очередь организация, не согласившись с решением суда, также обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит исключить из мотивировочной части абзац, начинающийся со слов "Суд соглашается с доводом ответчика о том, что законодателем в качестве основного признака" (листы 11-12); абзац, начинающийся со слов "Согласно расшифровке расходов АНО ФК "ДНЕПР" за 2013-2014 г.г." (лист 12); слово "не", расположенное в третьей строке абзаца, начинающегося со слов "Таким образом, заявитель, осуществляющий в соответствии с учредительными документами" (лист 12). Мотивируя позицию, заявитель указывает, что данные слова подлежат исключению, поскольку судом первой инстанции неверно истолкованы понятия массового и профессионального спорта.
Учреждением и организацией представлены отзывы на апелляционные жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности организации является прочая деятельность в области спорта, что соответствует коду 92.62 общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
28.05.2015 организацией направлено в учреждение заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное медицинское страхование в сумме 1119 039,42 руб. в счет платежей на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учреждением вынесено решение от 23.07.2015 N 31 об отказе в зачете суммы 1 119 039,42 руб. излишне уплаченных страховых взносов в связи с неправомерностью применения пониженного тарифа.
26.08.2015 учреждением направлено требование N 07602940023280 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный Фонд Российской Федерации (КБК 39210202010061000160) в сумме 871 006,37 руб., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации (КБК 39210202010062000160) в сумме 17 729,02 руб. на общую сумму 888 735,39 руб.
На основании требования от 26.08.2015 N 07602940023280 учреждением было вынесено решение от 17.09.2015 N 076029 15 ВД 0002887 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящих на счетах плательщика страховых взносов в банках в сумме 888735,39 рублей, в том числе: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 871 006,37 руб., КБК392102020100161000160, начисленные на нее пени в размере 17729,02 руб., КБК 39210202010062000160.
Организация, считая решения учреждения нарушающим его права и законные интересы, обратилась в суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требования организации подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктом 1 части 1 статьи 5 названного закона.
В соответствии с подпунктом "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в данный перечень включена прочая деятельность в области спорта.
Для плательщиков страховых взносов, указанных, в том числе, в пункте 8 части 1 статьи 58, в течение 2012-2018 годов применяется пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 % (часть 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Таким образом, страхователь имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождения на упрощенной системе налогообложения; наличия основного вида деятельности согласно ОКВЭД 92.62 - прочая деятельность в области спорта; доля доходов от реализации основного вида деятельности не менее 70 % в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В силу подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
Статьей 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (подпункт 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ).
Из материалов дела следует, что в 2013 году организация получила 894 775 руб. налогооблагаемых доходов от осуществления хозяйственной деятельности и 43 220 000 руб. целевого финансирования; в 2014 году получила 774 970 руб. налогооблагаемых доходов от осуществления хозяйственной деятельности и 42 591 000 руб. целевого финансирования.
По смыслу части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, статей 346.15 и 251 НК РФ целевые поступления на содержание организации и ведение уставной деятельности (средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций) в сумме 43 220 000 руб., полученные в 2013 году, в сумме 42 591 000 руб., полученные в 2014 году, не подлежат учету при определении налоговой базы как доходы при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Основным видом деятельности организации является по ОКВЭД 92.62 - прочая деятельность в области спорта, доля доходов по которому составила 100 % в общем объеме доходов, то есть, не менее 70 % в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Таким образом, организации предоставлено право на применение пониженного тарифа на основании подпункта "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, поскольку она находится на упрощенной системе налогообложения, основным видом деятельности является прочая деятельность в области спорта, а доля доходов от реализации оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов.
Кроме того согласно пункту 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ) массовым спортом является часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 329-ФЗ профессиональный спорт представляет собой часть спорта, направленную на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.
Исходя из смысла приведенных понятий массового и профессионального спора следует, что обстоятельство получения вознаграждения и (или) заработной платы за участие и подготовку в спортивных соревнованиях не может служить самостоятельным основанием для признания лица организацией, осуществляющей деятельность в области профессионального спорта, поскольку для отнесения к таковым необходима совокупность таких условий как получение вознаграждения и (или) заработной платы, так и направленность деятельности на организацию и проведение спортивных соревнований.
Вместе с тем, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено доказательств осуществления заявителем деятельности, направленной на организацию и проведение спортивных соревнований, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отнесении его к субъектам массового спорта. Следовательно у заявителя наличествует право и на применение пониженного тарифа страховых взносов на основании пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено наличие у организации права применение пониженного тарифа страховых взносов на основании пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, и организацией заявлена апелляционной жалоба, в которой приведены доводы о несогласии с мотивировочной частью решения суда первой инстанции в части квалификации клуба как субъекта профессионального спорта, суд второй инстанции считает необходимым исключить из мотивировочной части соответствующие выводы, как основанные на ошибочном толковании закона. Такие выводы содержатся в мотивировочной части решения абзац, расположенный на странице 11-12 следующего содержания: "Суд соглашается с доводом ответчика о том, что законодателем в качестве основного признака отличия массового вида спорта от 12 профессионального является возмездность труда спортсменов за участие спортивных соревнованиях и подготовку к ним в виде выплаты вознаграждения от организаторов таких соревнований и (или) заработной платы". Также надлежит исключить из мотивировочной части решения из абзаца 3 на странице 12 следующие слова: "_ осуществляющий в соответствии с учредительными документами деятельность в области профессионального спорта не_".
Доводы апелляционной жалобы учреждения подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права как в части определения доли доходов, так и в части отнесения заявителя к организации, осуществляющей деятельность в области профессионального спорта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
В порядке статьи 104 Кодекса обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной платежным поручением от 17.02.2016 N 54 государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Кодекса с учреждения в пользу организации следует взыскать 1 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2016 по делу N А62-6899/2015 изменить.
Исключить из мотивировочной части решения абзац, расположенный на странице 11-12 следующего содержания: "Суд соглашается с доводом ответчика о том, что законодателем в качестве основного признака отличия массового вида спорта от профессионального является возмездность труда спортсменов за участие спортивных соревнованиях и подготовку к ним в виде выплаты вознаграждения от организаторов таких соревнований и (или) заработной платы".
Исключить из мотивировочной части решения из абзаца 3 на старице 12 следующие слова: "_ осуществляющий в соответствии с учредительными документами деятельность в области профессионального спорта не_".
Апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска оставить без удовлетворения.
Возвратить автономной некоммерческой организации "Футбольный клуб "Днепр" 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска в пользу автономной некоммерческой организации "Футбольный клуб "Днепр" 1 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6899/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 сентября 2016 г. N Ф10-3074/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АНО "Футбольный клуб "Днепр"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска
Третье лицо: Гришаенкова Наталья Валентиновна
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3074/16
24.07.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1385/16
17.10.2016 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-6899/15
08.09.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3074/16
09.06.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1385/16
21.01.2016 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-6899/15