г.Калуга |
|
9 августа 2018 г. |
Дело N А83-9291/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании представителей:
от ООО "Парк развлечений": не явились, извещены надлежаще,
от Администрации города Евпатории Республики Крым: не явились, извещены надлежаще,
от Евпаторийского городского совета Республики Крым: не явились, извещены надлежаще,
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым: не явились, извещены надлежаще,
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым: не явились, извещены надлежаще,
от Государственного автономного учреждения Республики Крым "Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым": не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Парк развлечений" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 (судьи Карев А.Ю., Малышева И.А., Омельченко В.А.) по делу N А83-9291/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парк развлечений" (далее - ООО "Парк развлечений", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Евпатории Республики Крым (с учетом заявления об изменении предмета иска), в котором просило: признать незаконными действия Администрации города Евпатории Республики Крым и Евпаторийского городского совета, выраженные в отказе согласовать эколого-экономическое обоснование преобразования дендрологического парка регионального значения "Евпаторийский дендрологический парк" в ландшафтно-рекреационный парк "Евпаторийский", оформленном письмом от 24.04.2017 N 3051/02-25, как несоответствующие Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлению Совета министров Республики Крым от 23.06.2015 N 336 "Об утверждении Порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения"; понудить органы местного самоуправления городского округа Евпатория (Администрацию города Евпатории Республики Крым и Евпаторийский городской совет) согласовать эколого-экономическое обоснование преобразования дендрологического парка регионального значения "Евпаторийский дендрологический парк" в ландшафтно-рекреационный парк "Евпаторийский" в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.11.2017, заявление Общества было удовлетворено частично; действия Администрации города Евпатории Республики Крым, выраженные в отказе согласовать эколого-экономическое обоснование преобразования дендрологического парка регионального значения "Евпаторийский дендрологический парк" в ландшафтно-рекреационный парк "Евпаторийский", оформленном письмом от 24.04.2017 N 3051/02-25, были признаны незаконными; на Администрацию города Евпатории Республики Крым была возложена обязанность согласовать эколого-экономическое обоснование преобразования дендрологического парка регионального значения "Евпаторийский дендрологический парк" в ландшафтно-рекреационный парк "Евпаторийский" в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу; в части заявленных требований к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым в удовлетворении заявления, было отказано; с Администрации города Евпатории Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Парк развлечений", были взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000,00 рубля.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с апелляционным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, 29.12.2001 между Городским Советом народных депутатов города Евпатории и ООО "Парк развлечений" был заключен договор на право временного пользования земельным участком общей площадью 32 171 кв. м, расположенным по адресу: г. Евпатория, ул. Кирова, 34-42, сроком на 15 лет. Данный договор аренды, 29.12.2001 был зарегистрирован в Книге записей договоров на право временного пользования землей за номером 325.
Решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.05.2008 по делу N 2-16/4281-2008, было прекращено право собственности территориальной громады города Евпатории, и признано право собственности за ООО "Парк развлечений", на все объекты недвижимости, расположенные на территории дендрологического парка.
Дополнительным Решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 20.09.2011, за ООО "Парк развлечений" было признано право собственности на зеленые насаждения, которые растут на территории Евпаторийского дендрологического парка с компенсацией Евпаторийскому городскому совету стоимости этих зеленых насаждений.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым, был подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 2 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 N 6 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.08.2016 N 1014-р были внесены изменения в приложение к распоряжению: в пункте 54, слова "Ландшафтно-рекреационный парк "Битак" (55 га) заменены на "Евпаторийский дендрологический парк" (3,2 га)".
Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.04.2017 N 187 "Об утверждении Положения о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым "Евпаторийский дендрологический парк" Евпаторийский дендрологический парк приобрел статус дендрологического парка регионального значения.
27.03.2017 ООО "Парк развлечений" направило в адрес Администрации города Евпатории Республики Крым и Евпаторийского городского совета, эколого-экономическое обоснование преобразования дендрологического парка регионального значения "Евпаторийский дендрологический парк" в ландшафтно-рекреационный парк "Евпаторийский" для его согласования в целях изменения категории Евпаторийского дендрологического парка на ландшафтно-рекреационный парк "Евпаторийский" с учетом необходимости прохождения этой процедуры изменения категории.
Рассмотрев обращение Общества, Администрация города Евпатории, 24.04.2014 отказала в согласовании изменения категории особо охраняемой природной территории. Отказ Администрации города Евпатории был мотивирован обстоятельствами взаимоотношений Заявителя и органов местного самоуправления относительно особо охраняемой территории, а также ссылками на незаконность текущей и дальнейшей деятельности Общества на указанной территории.
Евпаторийский городской совет оставил обращение без рассмотрения. при этом обращение ООО "Парк развлечений" от 27.03.2017 было направлено в адрес главы Администрации города Евпатории с резолюцией: "прошу рассмотреть в установленном порядке".
Полагая, что действия Администрации города Евпатории Республики Крым и Евпаторийского городского совета, выраженные в отказе согласовать эколого-экономическое обоснование преобразования дендрологического парка регионального значения "Евпаторийский дендрологический парк", в ландшафтно-рекреационный парк "Евпаторийский", оформленном письмом от 24.04.2017 N 3051/02-25, является незаконными, ООО "Парк развлечений" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требования к Администрации города Евпатории Республики Крым, поддержав также вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для их удовлетворения в отношении Евпаторийского городского совета.
Суд округа поддерживает позицию суда апелляционной инстанции, учитывая следующее.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В силу части 4 названной статьи АПК РФ обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса и не является исчерпывающим. Исходя из положений статей 9, 12 ГК РФ, статьи 4 АПК РФ, обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у такого лица принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав лица, обратившегося в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим требованием, ООО "Парк развлечений" исходило из обязательности согласования материалов эколого-экономического обоснования преобразования дендрологического парка регионального значения "Евпаторийский дендрологический парк" в ландшафтно-рекреационный парк "Евпаторийский" органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся земельные участки, включаемые в границы ООПТ регионального значения. Полагало, что оно является надлежащим заявителем применительно к положениям Порядок N 336. Нарушение в сфере предпринимательской деятельности усматривало в том, что в случае не согласования данных материалов могут быть созданы препятствия для ранее осуществляемой деятельности в будущем.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33), дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.
В силу положений ч. 1 ст. 29 Закона N 33-ФЗ, на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым", к особо охраняемым природным территориям Республики Крым, не установленным Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", относятся объекты регионального значения: природные территории и объекты - заповедные урочища, ландшафтно-рекреационные парки; искусственно созданные объекты - парки-памятники садово-паркового искусства, зоологические парки.
Статьей 18 Закона Республики Крым N 5-ЗРК установлено, что ландшафтно-рекреационный парк является природоохранным рекреационным объектом регионального значения, который создается в целях сохранения в природном состоянии типичных или уникальных природных комплексов и объектов, а также обеспечения условий для организованного отдыха населения.
В соответствии с п. п. 4.2 п. 4 Положения о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым "Евпаторийский дендрологический парк, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.04.2017 N 187, установлены запреты на осуществление определенной хозяйственной и иной деятельности на территории Дендропарка.
Указанные нормативные акты никем не оспорены.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.06.2015 N 336 "Об утверждении Порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения также установлен порядок изменения категории особо охраняемой природной территории регионального значения" (далее - Порядок N 336).
Решение о создании (объявлении) ООПТ регионального значения принимает Совет министров Республики Крым по представлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - Минприроды Крыма) (пункт 2.1. Порядка N 336).
Основанием для инициирования процесса создания (объявления) ООПТ регионального значения являются сведения о наличии на ней природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, достопримечательных природных образований, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.
В силу положений пункта 2.3. Порядка N 336 инициатором создания (объявления) ООПТ регионального значения могут выступать федеральные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, общественные и иные организации, а также граждане Российской Федерации (далее - заинтересованные лица).
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 336, изменение границ, площади, категории ООПТ регионального значения, режима особой охраны и границ функциональных зон (в случае зонирования ООПТ) осуществляется с соблюдением требований раздела 3 настоящего Порядка и с учетом положений пункта 5.2 настоящего Порядка.
Согласно п. 5.2 Порядка N 336 для принятия Советом министров Республики Крым нормативного правового акта об изменении границ и площади ООПТ регионального значения, границ ее функциональных зон заинтересованное лицо обеспечивает подготовку соответственно карты-плана ООПТ регионального значения или карты-плана ее функциональных зон, а в случае, если такое изменение влечет за собой придание новым территориям правового статуса ООПТ регионального значения, - проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня материалов КЭО, подготовленных в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка, и направляет их для согласования в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 3.1 настоящего Порядка.
Разделом 4 Порядка N 336 предусмотрен ряд требований к содержанию и оформлению материалов КЭО (эколого-экономического обоснования).
ООО "Парк развлечений" предоставило в Администрацию города Евпатории Республики Крым эколого-экономическое обоснование изменения категории дендрологического парка "Евпаторийский дендрологический парк" в Ландшафтно-рекреационный парк "Евпаторийский", указывая на его обязательное согласование органом местного самоуправления.
Из совокупного анализа положений приведенных выше законов и Порядка N336 не усматривается, что согласование эколого-экономического обоснования изменения категории дендрологического парка должно осуществляться по заявлением любого субъекта предпринимательской деятельности.
При рассмотрении спора администрация указывала, что намерена восстановить особо охраняемый природный объект "Евпаторийский дендрологический парк" в качестве уникальной ботанической коллекции, что соответствует общим принципам, определенным Законом N 33-ФЗ.
Кроме того, суд округа в силу положений статьи 286 АПК РФ не усматривает и оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции о несоответствии представленного эколого-экономического обоснования требованиям, установленным Разделом 4 Порядка N 336.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, общество не указало на то, какие конкретно права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности нарушены оспариваемым отказом, принимая во внимание тот факт, что сама по себе данная стадия даже по заявлению надлежащего лица носит промежуточный характер, при том, что согласование эколого-экономического обоснования не является бесспорным.
Защита нарушенного права на будущее не входит в компетенцию арбитражных судов. При этом не исключена для заявителя возможность восстановления его прав и законных интересов иными способами, установленными законом.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 по делу N А83-9291/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.