г. Калуга |
|
10 августа 2018 г. |
Дело N А35-6151/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Аникиной Е.А. Елагиной О.К. |
судей | |
|
|
при участии в заседании |
|
от истца: Комитет агропромышленного комплекса Курской области
от ответчика: ООО "СХК "Мантуровский" |
не явились, извещены надлежаще,
Черкашина И.В. (дов. от 26.06.2018), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета агропромышленного комплекса Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2018 (судья Шумаков А.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 (судьи Миронцева Н.Д., Донцова П.В., Протасова А.И.) по делу N А35-6151/2017,
УСТАНОВИЛ:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее - комитет, истец, заявитель; ОГРН 1024600961494, ИНН 4632021108) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к ООО "СХК "Мантуровский" (далее - ответчик; ОГРН 1154614000078, ИНН 4614007735) о взыскании 892 034 руб. 00 коп. субсидии, в том числе 754 485,00 рубля - средства федерального бюджета, 137 549,00 рубля - средства областного бюджета.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.02.2018 по делу N А35-6151/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Комитета агропромышленного комплекса Курской области - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу первой и апелляционной инстанцией судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 отменить.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право на получение субсидии только при условии подтверждения наличия установленной законом размера доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за календарный год, то есть за период с 1 января по 31 декабря, а ответчиком представлен доход за не полный календарный год.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов кассационной жалобы.
Представители истца в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции на основании ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актов, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях реализации мероприятий подпрограммы "Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2014-2020 годы" государственной программы Курской области "Развитие сельского хозяйства и урегулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 N 744-па, между комитетом агропромышленного комплекса Курской области и ООО "СХК "Мантуровский" было заключено соглашение б/н от 04.05.2016 об участии в реализации вышеназванной областной целевой программы.
Данное соглашение предусматривало взаимодействие сторон по оказанию мер государственной поддержки в виде субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Согласно заключенному соглашению Комитет со своей стороны обязался предоставить субсидию на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 121-па "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" (далее - Правила).
Согласно п. 13 Правил и п.п. 3.4 Соглашения в случае установления по итогам проверок, проведенных Комитетом, а также уполномоченными органами финансового контроля, факта нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий, определенных Постановлением, получатель субсидии обязан вернуть полученные субсидии но требованию Комитета.
Комитетом на расчетный счет Ответчика платежными поручениями, копии которых представлены в материалы дела в порядке ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, была перечислена субсидия размере 892 034,00 рубля, в том числе 754 485,00 рубля - средства федерального бюджета, 137 549,00 рубля - средства областного бюджета.
В период с 27.02.2017 по 12.04.2017 в отношении Комитета управлением Федерального казначейства по Курской области была проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, в результате которой было установлено необоснованное предоставление данных субсидий. Нарушение выразилось в том, что в 2016 году вышеуказанные субсидии были перечислены Ответчику, не являвшемуся сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Ответчиком были представлены в Комитет отчет о финансовых результатах (форма N 2 по ОКУД) и отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2015 год (форма N 6-АПК), согласно которым доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 100% не за календарный год, а за период с 22.04.2015 по 31.12.2015. В результате на момент предоставления в 2016 году субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока ООО "СХК "Мантуровский" не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с ч. 1. ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
На основании предписания, вынесенного управлением Федерального казначейства по Курской области Комитету и в соответствии с пунктом 2.1.5. Соглашения Ответчику было направлено требование от 29.05.2017 N 09.1-02/2023 о возврате субсидии в размере 892 034,00 рубля, в том числе 754 485,00 рубля - средства федерального бюджета, 137 549,00 рубля -средства областного бюджета.
Таким образом, полагая, что указанные действия Ответчика повлекли за собой значительные, необоснованные потери для федерального и областного бюджетов, истец обратился в суд с рассмотренным требованием.
Арбитражный суд Курской области пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).
Положениями части 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления.
Требование о взыскании с ООО "СХК "Мантуровский" субсидии основано на результате выездной проверки в Комитете агропромышленного комплекса Курской области, в рамках которой установлено, что ООО "СХК "Мантуровский" не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с ч. 1. ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". ООО "СХК "Мантуровский" были представлены в Комитете отчеты, согласно которым доля реализации сельскохозяйственной продукции составляет 100% не за календарный год, а за период с 22.04.2015 по 31.12.2015.
Согласно статье 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Судами установлено, что вся выпускаемая продукция ООО "СХК "Мантуровский" с периода регистрации и по дату получения последнего платежа включена в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, что подтверждается Сведениями об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 года (форма МП-сп) и не оспаривается истцом.
Из материалов дела усматривается, что деятельность ООО "СХК "Мантуровский" по производству и реализации сельскохозяйственной продукции является единственной для ООО "СХК "Мантуровский" за весь период существования, следовательно, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 100% как за 2015, так и за 2016 и 2017 год (Отчет о финансовых результатах за 12 месяцев 2015 года (Форма N 2), отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2015 год (форма N 6-АПК), отчет о финансовых результатах за 12 месяцев 2016 года (Форма N 2), отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2016 год (форма N 6-АПК); отчет о финансовых результатах за 9 месяцев 2017 года (Форма N 2), отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 9 месяцев 2017 год (форма N 6-АПК) выручка за 9 месяцев 2017 год 35.319 тыс. руб., в том числе от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки).
В соответствии со сведениями о юридическом лице, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО "СХК "Мантуровский" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.04.2015.
Между 22.04.2015 и датой получения 10.05.2016 по заключенному соглашению первого платежа прошел 1 год и 18 дней, а между 22.04.2015 и 27.12.2016 датой получения последнего взыскиваемого платежа прошло 1 год 8 месяцев и 5 дней.
Таким образом, реализация продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за период один год, соблюдена.
Доводы жалобы на то, что указанный период в один год не соответствует календарному году, то есть с 1 января по 31 декабря не соответствуют существу правового регулирования статьи 3 "О развитии сельского хозяйства"
Так, в соответствии со статьей 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В силу пункта 1 статьи 192 ГК РФ, срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой и апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Комитета.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций полно установили фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, приняли обоснованные решение и постановление, соответствующие нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 по делу N А35-6151/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.