г.Калуга |
|
8 августа 2018 г. |
Дело N А09-12779/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Дорощенкова Е.С. по доверенности от 13.09.2017,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области: Бобарыкина Ю.В. по доверенности от 29.12.2017 N 21-48/8798,
от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области: Черепивская Т.И. по доверенности от 02.07.2018,
от межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.02.2018 (судья Фролова М.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 (судьи Заикина Н.В., Рыжова Е.В., Капустина Л.А.) по делу N А09-12779/2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Брянской области) о признании незаконным уведомления от 09.06.2017 N 32/17-14894 об отказе в исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН); обязании управления в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" путем восстановления в ЕГРН сведений о координатах (описании границ) земельного участка с кадастровым номером 32:14:0050101:2, посредством внесения в ЕГРН сведений о координатах границ (описания границ) земельного участка в соответствии с кадастровым планом от 14.02.2003 N 14/02-177 и межевым делом о проведении геодезических и землеустроительных работ по инвентаризации земель полосы отвода железной дороги направления Навля-Комаричи 461-478 км, ж/д станция Комаричи в границах Комаричского района Брянской области 2002 г. (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области и межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.02.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением суда округа от 17.07.2018 рассмотрение кассационной отложено на 01.08.2018.
Определением суда кассационной инстанции от 01.08.2018 произведена замена судьи Смирнова В.И. на судью Николаеву Н.Н. Рассмотрение кассационной жалобы производится с самого начала.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Брянской области (арендодатель) и ОАО "Российские железные дороги" в лице Брянского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (арендатор) 26.07.2004 заключен договор аренды N 391 земельного участка находящегося в федеральной собственности (далее - договор), по условиям которого (в редакции дополнительного соглашения от 26.04.2016 N 10-05) арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование за плату являющийся федеральной собственностью земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 32:14:0050101:2, расположенный по адресу (имеющий адресные ориентиры): Брянская область, Комаричский район, площадью 2 541 000 кв. м, для его использования в порядке и для целей, предусмотренных Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, для земельных участков полос отвода железных дорог (п. 1.1. договора).
В соответствии с п. 1.2. договора кадастровый паспорт участка прилагается к договору и является его неотъемлемой частью.
Договор заключен на 49 лет и считается заключенным с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (п. 2.1 договора).
В соответствии с кадастровой выпиской от 03.08.2015 N 32/201/15-232127 земельный участок с кадастровым номером 32:14:0050101:2 поставлен на государственный кадастровый учет 05.01.2003. Сведения об объекте имеют статус ранее учтенного. Система координат: СК 32, зона 2. По сведениям ЕГРН указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен в аренду ОАО "РЖД".
Согласно кадастровому плану N 14/02-177 от 14.02.2003 земельный участок N 32:14:0050101:2 (предыдущий номер КН:0002), площадью 2 541 000 кв. м, имеет категорию земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенное использование: для производственных целей. В 2002 году ООО "Брянскстройизыскания" подготовило межевой план.
ОАО "РЖД" обратилось в Управление Росреестра по Брянской области 08.06.2017 с заявлением N 32-0-1-99/3103/2017-374 об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 32:14:0050101:2.
Уведомлением Управления Росреестра по Брянской области от 09.06.2017 N 32/17-14894 отказано в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о местоположении земельного участка с кадастровым номером 32:14:0050101:2 на основании статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Полагая, что оснований для отказа в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях у управления не имелось, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Несогласие с отказом послужило поводом для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, проанализировав содержание заявления Общества и обстоятельства, на которые оно ссылалось, суды установили, что фактически имело место неотображение границ, описание местоположение которых содержалось на бумажном носителе, в электронном ресурсе - в публичной кадастровой карте, но не исключение сведений из карты и не какая-либо техническая ошибка. Причиной неотображения границ земельного участка с кадастровым номером 32:14:0050101:2 на публичной кадастровой карте являлся тот факт, что границы участка были определены в ранее действовавшей местной системе координат, а публичная кадастровая карта ведется в иной государственной системе координат.
На дату обращения Общества к Управлению с заявлением об исправлении технической ошибки действовали нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Часть 1 статьи 61 Закона о регистрации определяет техническую ошибку как описку, опечатку, грамматическую или арифметическую либо подобную ошибку.
Таковая в отношении границ участка отсутствует, а фактический интерес Общества заключался в дополнении сведений ЕГРН сведениями о местоположении границ ранее учтенного земельного участка в современной системе координат (единой государственной системе координат), что не реализуется обращением в Росреестр через процедуру исправления технической ошибки.
Выводы суда являются обоснованными с учетом следующего.
В силу части 7 статьи 1 Закона о регистрации, внесение в Единый государственный реестр недвижимости дополнительных сведений об объектах недвижимости, в том числе земельных участках, к которым, в силу пункта 3 части 1 статьи 7 Закона о регистрации, в числе прочего, относится описание местоположения границ земельного участка сведения, осуществляется через процедуры внесения изменений в сведения кадастрового учета (части 1, 3 статьи 16 Закона о регистрации).
Указанное достигается через изготовление межевого плана (статья 21, подпунктом 7 части 2 статьи 14, подпункт 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации) и представление его в орган регистрации.
Иной процедуры обновления (дополнения) соответствующих сведений по заявлению правообладателя земельного участка в настоящее время законодательство не предусматривает.
Поэтому у Управления Росреестра обязанности произвести действия по изменению сведений о границах земельного участка заявителя (путем пересчета координат из ранее действовавшей системы координат в современную) по заявлению, поступившему ОАО "РЖД", не имелось, в том числе, в той части заявления, которая сформулирована Обществом, как "восстановление сведений о границах земельного участка", а фактически заключалась во внесении соответствующих сведений в электронный ресурс.
Доводы кассационной жалобы заявителя по делу, настаивающего на обратном, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
Положениями ранее действовавшего законодательства (часть 5 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") было установлено, что для ведения государственного кадастра недвижимости до 1 января 2017 года могут применяться установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат. Пересчет сведений государственного кадастра недвижимости из установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат в единую государственную систему координат обеспечивает орган кадастрового учета.
Однако указанная норма закона утратила силу с 1 января 2017 года и в ныне действующем в части государственного кадастрового учета Законе о регистрации соответствующие положения отсутствуют.
Не имеется сведений и о включении Брянской области в федеральную целевую программу "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости" (2014-2019) по вопросу, составляющему правовой интерес заявителя, что могло бы являться основанием обращения в Росреестр с соответствующим требованием.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на общие положения Закона о регистрации, в частности, его статью 3, не могут быть приняты во внимание, поскольку определенные в названной статье Закона полномочия не содержат указания на соответствующую обязанность органа регистрации прав.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции указывает на следующее.
Описание местоположения границ земельного участка в электронной форме в единой системе координат является одновременно сведениями публичной кадастровой карты, т.е., в силу части 2 статьи 6 Закона о регистрации, картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа), и, в силу пункта 2 пункта 1 статьи 12 Закона о регистрации представляет собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, отсутствие отображения сведений о границах земельных участков в публичной кадастровой карте является не только проблемой конкретного правообладателя, но и затрагивает публичный интерес, заключающийся не только в открытости и доступности соответствующих сведений, но и соблюдении прав и законных интересов смежных правообладателей при формировании границ земельных участков.
В связи с этим отсутствие законодательных механизмов приведения в соответствие сведений о границах земельных участков, находящихся в реестровых делах, на бумажных носителях, современным требованиям отображения тех же сведений в существующей единой системе координат, в то время как орган регистрации прав, в силу статьи части 1 статьи 66 Закона о регистрации, за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, препятствует как надлежащему выполнению своих функций указанным органом, так и несет угрозу нарушения прав и законных интересов правообладателей при формировании смежных земельных участков, в том числе в результате создаваемых названной ситуацией ошибок кадастровых инженеров при составлении кадастровых планов земельных участков.
В этой связи доводы заявителя кассационной жалобы заслуживают внимания. Тем не менее, соответствующие права реализованы в существующих, предусмотренных законом процедурах, в настоящее время быть не могут.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 14.02.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А09-12779/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.