Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Калуга |
|
1 февраля 2017 г. |
Дело N А48-1012/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объёме 01.02.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Аникиной Е.А. Толкачевой И.Ю. |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Малиновской А.Н. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области |
Пензевой М.И. (дов. от 05.02.2016 N 6) |
||
от ответчика: МО "Город Орел" в лице финансово-экономического управления Администрации города Орла
от третьего лица: Администрация города Орла |
Гришаковой Е.М (дов. от 11.01.2017 N 10-6СЗ);
Гришаковой Е.М (дов. от 09.01.2017 N 1-Д); |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационную жалобу Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 14.07.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 по делу N А48-1012/2016
УСТАНОВИЛ:
Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, ОГРН 1095753001695, (далее - Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области) обратился в Арбитражный суд Орловской области с иском к Муниципальному образованию "Город Орел" в лице Финансово-экономического управления Администрации города Орла, ОГРН 1025700827492, (далее - МО "Город Орел" в лице ФЭУ Администрации г.Орла) о взыскании 834 900 руб. убытков (с учетом произведенной судом по ходатайству истца замены ненадлежащего ответчика в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Орла (далее - Администрация г.Орла).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.07.2016 (судья Волкова Е.Н.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 (судьи Андреещева Н.Л., Колянчикова Л.А., Сурненков А.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Орловской области от 14.07.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика и третьего лица доводы кассационной жалобы отклонил, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее ответчика, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации Заводского района г.Орла от 04.12.1992 N 1210 гражданка Волковская Л.В., уволенная приказом от 14.10.1992 N144 из Вооруженных сил Российской Федерации, с семьей из четырех членов приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Администрации г.Орла от 15.06.2012 N 1955 Волковская Л.В. включена в список граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Орловской области от 09.09.2011 N 1272-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан и о наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан".
27.06.2012 Волковской Л.В. заключен договор купли-продажи жилого помещения (квартиры N 11) по адресу: Орловская область, Орловский район, пос.Стрелецкий, д. 19.
Постановлением Администрации г. Орла от 13.07.2012 N 2293 Волковской Л.В. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 834 900 руб. за счет средств бюджета Орловской области, которая 16.07.2012 перечислена в счет оплаты по вышеуказанному договору купли-продажи от 27.06.2012.
В результате проведения контрольных мероприятий (акт проверки от 11.11.2013) комиссией ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Госстроя установлено, что ефрейтор Волковская Л.В. была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в нарушение порядка, установленного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей".
Постановлениями Администрации г.Орла от 27.06.2014 N 2478, N 2479 постановления Администрации г.Орла от 13.07.2012 N 2293 и от 15.06.2012 N 1955 были отменены.
Апелляционным определением Орловского областного суда от 04.03.2015 по делу N 33-297 отказано в удовлетворении иска Администрации г.Орла о взыскании с Волковской Л.В. 834 900 руб., предоставленных на приобретение жилого помещения.
Полагая, что действиями МО "Город Орел" в лице Финансово-экономического управления Администрации г. Орла по выплате Волковской Л.В. денежных средств в размере 834 900 руб. за счет средств бюджета Орловской области причинены убытки, субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по указанному требованию в связи, руководствуясь следующим.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Закона, жилыми помещениями.
Согласно ч. 5, ч. 7 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 12 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации указанные полномочия органам местного самоуправления.
В соответствии с Законом Орловской области от 09.09.2011 N 1272-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан и о наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан" указанные полномочия были переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области.
Согласно ст. 5 Закона Орловской области от 09.09.2011 N 1272-ОЗ органы местного самоуправления Орловской области наделены государственными полномочиями, в том числе по предоставлению гражданам, указанным в ст. 3 Закона, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Для обеспечения жилыми помещениями граждане обязаны предоставить соответствующие документы в органы местного самоуправления, в которых состоят на учете в качестве нуждающихся. На основании таких документов органы местного самоуправления принимают решение о предоставлении единовременной денежной выплаты и перечислении ее в безналичной форме на именной блокированный счет получателя или об отказе в ее предоставлении (ст. 4 Закона Орловской области N 1272-ОЗ)
В соответствии с ч. 18 ст. 4 Закона Орловской области N 1272-ОЗ проверка достоверности и полноты представленных документов, а также формирование списка граждан, нуждающихся в жилье, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В ходе рассмотрения настоящего спора МО "Город Орел" в лице Финансово-экономического управления Администрации г.Орла заявило о пропуске истцом срока исковой давности по настоящему требованию.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Исходя из системного анализа положений п.4 ст. 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 12.11.2012 N 189-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 12.11.2012 N 189-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", учитывая, что в рассматриваемом деле истец и ответчика действуют от своего имени, а не от имени Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, арбитражный суд обоснованно указал, что спорным правоотношениям подлежат применению общие нормы о сроке исковой давности.
В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Полномочия по реализации на территории Орловской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", посредством предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, предоставления единовременной денежной выплаты или жилого помещения в собственность или по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, возложены на Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
В соответствии с п. 1, п. 2 статьи 12 Закона Орловской области от 09.09.2011 N 1272-ОЗ, устанавливающей порядок осуществления контроля за выполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области напрямую наделен функциями контрольного органа по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан.
Судом установлено, что 10.12.2012 Администрацией г.Орла в адрес заместителя Председателя Правительства Орловской области с отчетом о расходовании субвенций был направлен список граждан, обеспеченных в отчетном периоде жилыми помещениями за счет субвенций (по состоянию на 01.12.2012), в котором была указана Волковская Л.В.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что, реализуя свое право на осуществление контроля, в том числе за обоснованностью выделения органами местного самоуправления денежных средств из областного бюджета нуждающимся в жилье, истец мог установить факт необоснованного выделения спорной суммы Волковской Л.В. уже с момента получения (с 11.12.2012) вышеуказанного отчета и списка граждан, обеспеченных в отчетном периоде жилыми помещениями за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам муниципальных образований на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан.
Однако в материала дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о проведении Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области соответствующих проверок соблюдения ответчиком требований федерального законодательства и законодательства Орловской области при осуществлении им переданных полномочий по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, в том числе правильности постановки на учет нуждающихся военнослужащих и законности выделения единовременных пособий для приобретения жилья.
Следует отметить, что положения бюджетного законодательства, а также Закона Орловской области от 09.09.2011 N 1272-ОЗ не содержат обязательных указаний на периодичность проведения таких проверок, в связи с чем арбитражный суд верно указал, что проведение проверки истцом могло производиться в любое время, в том числе после окончания соответствующего отчетного периода, а также финансового года.
Учитывая, что с данным иском субъект РФ - Орловская область в лице Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области обратился в суд только 29.02.2016, арбитражный суд правомерно признал срок исковой давности по настоящему делу пропущенным, обоснованно отказав в удовлетворении иска.
Довод заявителя жалобы о том, что о нарушении своего права истец узнал только с момента составления комиссией ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Госстроя акта контрольной проверки от 11.11.2013 был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую оценку и правомерно отклонен, поскольку осуществление контрольных функций, которыми наделен Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в силу Закона Орловской области N 1272-ОЗ, не зависит от проведения проверок федеральным органом исполнительной власти.
Ссылка заявителя на то, что принятие Администрацией г.Орла постановлений от 27.06.2014 об отмене ранее принятого постановления от 13.07.2012 N 2293 "О предоставлении единовременной денежной выплаты военнослужащей, уволенной с военной службы, Волковской Л.В.", а также предъявление Администрацией г.Орла иска к Волковской Л.В. о взыскании 834 900 руб., свидетельствуют о перерыве срока исковой давности по настоящему требованию обоснованно признана судом несостоятельной, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о признании ответчиком долга в размере 834 900 руб. перед истцом.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления (ст. 288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 14.07.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 по делу N А48-1012/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Е.А.Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Полномочия по реализации на территории Орловской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", посредством предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, предоставления единовременной денежной выплаты или жилого помещения в собственность или по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, возложены на Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 февраля 2017 г. N Ф10-5520/16 по делу N А48-1012/2016