Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А14-6157/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2017 г.
Председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Степиной Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "СВЯЗЬ-безопасность" (127473, г.Москва, ул.Делегатская, д.5, стр.1): Аничкина Н.С. по доверенности от 09.12.2015 N 42/88,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (394000, г.Воронеж, ул.К.Маркса, д.55): Сисева Н.И. по доверенности от 21.06.2016 N 0216/2000,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" (105066, г.Москва, ул.Нижняя Красносельская, д.35): Москвин Е.В. по доверенности от 01.12.2016 N 6,
от Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (394036, г.Воронеж, ул.К.Маркса, д.80): не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,
от Управления ЗАГС Воронежской области (394018, г.Воронеж, пл.Ленина, д.11): Трошин В.М. по доверенности от 15.02.2017 N 84,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области и филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.08.2016 (судья Ловчикова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 (судьи Семенюта, Миронцева Н.Д., Донцова П.В.) по делу N А14-6157/2016,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "СВЯЗЬ-безопасность" (далее - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 11.02.2016 по делу N 47-з.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц - Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" МВД РФ, Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, Управления ЗАГС Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.08.2016, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
УФАС по Воронежской области в кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы административный орган указывает, что целью создания ведомственной охраны, определяющей компетенцию ФГУП "Связь - безопасность" является защита охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Минкомсвязи России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти. Целевым предназначением ФГУП "Связь - безопасность", как ведомственной охраны Минкомсвязи России является охрана объектов отрасли связи. Органы ЗАГС не включены в перечень объектов организаций и предприятий отрасли связи, охраняемых ФГУП "Связь - безопасность", согласованный в установленном порядке МВР России и утвержденный Минкомсвязи России.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" (далее - ФГУП "Охрана" Росгвардии, предприятие) также обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять новый судебный акт о признании законным и обоснованным Решения антимонопольного органа от 11.02.2016 по делу N 47-з. Доводы жалобы аналогичны доводам административного органа. Также указывает на то, что использование каким-либо органом власти ( в частности, ЗАГС) в своем здании (помещении) средств связи, информационный ресурсов и обработки персональных данных, не придает этому зданию (помещению) статуса сооружения "Связи". А деятельность, которую осуществляют сотрудники соответствующего органа с использованием указанного оборудования и ресурсов, не является деятельностью в области связи, телекоммуникации. ФГУП "Связь - безопасность" не вправе охранять объекты, не относящиеся к сфере ведения Минкомсвязи России.
Судебное заседание проведено посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области.
Представители антимонопольного органа, ФГУП "Охрана" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Управления ЗАГС Воронежской области поддержал позицию кассаторов.
Представитель ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", по-прежнему, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационный жалобы - без удовлетворения.
Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области о слушании дела извещено надлежащим образом, это не препятствует в силу положений ст. 284 АПК РФ рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, 30.12.2015 Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru. было размещено извещение N 0131200001015006460 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по физической государственной охране.
В соответствии с техническим заданием аукционной документации объект, на котором необходимо будет осуществлять охрану - территориальный отдел ЗАГС Бутурлиновского района, расположенный по адресу: Воронежская обл., г. Бутурлиновка, пл. Воли, 33. Вид охраны - государственная физическая охрана.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 21.01.2016 заявка участника аукциона - ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" была признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, а именно: "участник закупки не соответствует требованиям документации к организации, осуществляющей государственную охрану".
Конкурсная комиссия пришла к выводу, что согласно уставу ФГУП "СВЯЗЬ -безопасность" настоящее предприятие является ведомственной охраной Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства 02.10.2009 N 775 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" Российской Федерации (далее - Постановление Правительства от 02.10.2009 N 775).
Полагая данные выводы необоснованными, ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" 01.02.2016 обратилось в УФАС по Воронежской области с жалобой на действия аукционной комиссии Управления.
Решением Воронежского УФАС России от 11.02.2016 N47-з жалоба ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" признана необоснованной.
Не согласившись с принятым решением Воронежского УФАС, ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения вынесенных судебных актов.
Верно применяя положения ст.ст. 198, 200 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывали следующее.
Согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В силу частей 6, 7 данной статьи заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе также должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Судами установлено, что объектом спорной закупки являлось оказание услуг по государственной физической охране территориального отдела ЗАГС Бутурлиновского района, расположенного по адресу: Воронежская обл., г. Бутурлиновка, пл. Воли, 33. Управление ЗАГС Воронежской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и подлежит государственной охране.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О Государственной охране" государственная охрана - это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон о ведомственной охране) ведомственная охрана - это совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" установлено, что перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Этим же постановлением утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, в который вошло и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.10.2009 N 775 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" Министерство Российской Федерации по связи и информатизации создает ведомственную охрану, предназначенную для охраны объектов государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении этого министерства.
Статья 8 данного Закона закрепляет, что ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Минкомсвязи России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной власти и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним.
Абзацем 3 пункта 1.1 Устава ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 26.12.2014 N 497, предусмотрено, что названное предприятие является ведомственной охраной Минкомсвязи России.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" Предприятие осуществляет защиту охраняемых объектов (в т.ч. подлежащих государственной охране), являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, печати издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, а также охраняемых объектов иных форм собственности, в соответствии с заключенными договорами.
В составе объектов, подлежащих государственной охране, содержащихся в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", поименованы, в том числе, здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
На основании изложенного, суды обоснованно пришли к вводу, что ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" имеет право осуществлять охрану объектов, являющихся государственной собственностью, и не включенных в перечни охраняемых объектов профильных ведомственных охран и полиции.
Также судами верно отмечено, что Положение о ведомственной охране Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 775, либо иной закон или нормативный акт не содержат условий, ограничивающих деятельность ведомственной охраны Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации исключительно задачами в отношении только подведомственных ей объектов.
Ни действующее законодательство, ни устав ФГУП "Связь-безопасность" не содержат запрета на охрану государственных объектов, не находящихся в прямом ведомственном подчинении органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание.
На основании изложенного суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанции судебные акты приняты при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
При обращении в суд кассационной инстанции ФГУП "Охрана" оплачена государственная пошлина в размере 3000 руб., в то время как оплате подлежало 1500 руб. В этой связи госпошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату в качестве излишне уплаченной.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.08.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу N А14-6157/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Федеральному государственному унитарному предприятию "Охрана" 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.