г. Калуга |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А48-8573/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Аникиной Е.А. Елагиной О.К. |
судей | |
|
|
при участии в заседании |
|
от истца: ОАО "Болховтеплосети"
от ответчика: Администрация муниципального образования город Болхов |
не явились, извещены надлежаще,
Молотков Е.Е. (дов. от 28.09.2017), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Болхов на решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2018 (судья Волкова Е.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 (судьи Мокроусова Л.М., Бумагина А.Н., Сурненков А.А.) по делу N А48-8573/2017,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Болховтеплосети" (далее - истец, ОАО "Болховтеплосети"; ИНН 5704005540, ОГРН 1105744000438) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации муниципального образования город Болхов (далее - ответчик, заявитель; ИНН 5704002275, ОГРН 1025702658882 о взыскании задолженности по договорам N 7/1 от 11.01.2016 и N 2 от 01.12.2016 в общей сумме 502 160,26 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2018 (с учетом определения об исправлении опечатки от 28.02.2018) по делу N А48-8573/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2018 оставлено без изменений, апелляционная жалоба Администрации муниципального образования город Болхов - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу первой и апелляционной инстанцией судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 отменить.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что извещений о времени и месте судебного заседания от апелляционного суда не получал и жалоба была рассмотрена без представителя ответчика. Указывает, что апелляционный суд возложил на ответчика расходы по уплате государственной пошлины. При рассмотрении дела по существу судами не учтено, что администрация компенсировала недополученные доходы в пределах выделенных бюджетных средств, а администрация не несет ответственность за не перечисление из бюджета недостающих денежных средств.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции на основании ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актов, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "Болховтеплосети" является организацией, поставляющей тепловую энергию населению муниципального образования Город Болхов.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области N 1881-Т от 24.11.2015 в отношении потребителей ОАО "Болховтеплосети" установлен тариф на тепловую энергию в размере 2 098,17 руб./Гкал, действующий с 01.01.2016 по 30.06.2016 года, 2 181,94 руб./Гкал, действующий с 01.07.2016 по 30.06.2017.
Решением Болховского городского Совета народных депутатов N 67 от 27.12.2006 "Об утверждении социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с 01.01.2007 года" установлен стандарт уровня платежей для населения города Болхова теплоснабжения в размере 0,017 Гкал на 1 м2. С 2007 года нормативы по теплоснабжению не менялись.
Разница между экономически обоснованными тарифами, установленными уполномоченным органом в области государственного регулирования, и тарифами, установленными для населения, возмещается в порядке, установленном "Положением о порядке предоставления из бюджета муниципального образования Город Болхов" субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения", утвержденным решением Болховского городского Совета народных депутатов N 2317 от 03.10.2014.
Решением Болховского городского Совета народных депутатов N 307 от 28.12.2015 "О бюджете города Болхова на 2016 год" разделом 05 подразделом 02 предусмотрены расходы на выделение субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), ИП, физическим лицам в размере 711 000,00 тыс. руб.
Решением Болховского городского Совета народных депутатов N 40 от 30.12.2016 "О бюджете города Волхова на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 год" разделом 05 подразделом 02 предусмотрены расходы на выделение субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), ИП, физическим лицам в размере 100 000,00 руб.
11.01.2016 года между ОАО "Болховтеплосети" и Администрацией муниципального образования Город Волхов заключен договор N 7/1 о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов, организации, предоставляющей населению услуги теплоснабжения.
В соответствии с п. 1.1 данного договора, Администрация МО Город Болхов обеспечивает возмездное и безвозвратное перечисление финансовых средств из бюджета г. Болхова в целях возмещения Получателю субсидий недополученных доходов в связи с оказанием населению теплоснабженческих услуг, в порядке и на условиях, определенных Положением о порядке предоставления их бюджета муниципального образования Города Болхова субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, представляющих населению услуги теплоснабжения.
01.12.2016 года между Администрацией муниципального образования Город Болхов и ОАО "Болховтеплосети" заключен договор N 2 доверительного управления имуществом, согласно которому Администрация муниципального образования Город Болхов передает ОАО "Болховтеплосети" имущество в доверительное управление. Объектом доверительного управления является: здание котельной, расположенное по адресу: Орловская область, Болховский район, г. Болхов, пер. Заводской, д. 7 "а".
В соответствии с п. 3.8 данного договора Администрация МО Город Болхов обеспечивает возмездное и безвозвратное перечисление финансовых средств из бюджета г. Болхова в целях возмещения Получателю субсидий недополученных доходов в связи с оказанием населению теплоснабженческих услуг, в порядке и на условиях, определенных Положением о порядке предоставления их бюджета муниципального образования Города Волхова субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, представляющих населению услуги теплоснабжения.
Истцом в период с января 2016 года по октябрь 2017 года населению, проживающему на территории муниципального образования Город Болхов, оказаны услуги по теплоснабжению по тарифам, утвержденным Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области N 1881-Т от 24.11.2015 года и решение Болховского городского Совета народных депутатов N 67 от 27.12.2006 "Об утверждении социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с 01.01.2007 года".
Сторонами ежемесячно составлялись калькуляции себестоимости услуг по передаче тепла, с указанием суммы субсидий на убытки, то есть на компенсацию выпадающих доходов, что подтверждается материалами дела.
Вследствие применения в расчетах с населением заниженной стоимости коммунальных услуг у истца возникли недополученные доходы в виде разницы между тарифами, установленными для ОАО "Болховтеплосети" Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области и уровнями оплаты для населения, утвержденными органом местного самоуправления.
Согласно расчету истца, разница в тарифах период с января 2016 года по октябрь 2017 года по оплате услуг теплоснабжения составила 502 160,26 руб.
Поскольку ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязательства по возмещению субсидий недополученных доходов в связи с оказанием населению теплоснабженческих услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Орловской области пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Согласно разъяснению постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 87), возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Вместе с тем, если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично- правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 ).
С учетом приведенного разъяснения подлежат отклонению доводы жалобы на недостаточность выделенных из бюджета денежных средств. При этом судом области правомерно взысканы денежные средства с администрации, но за счет казны муниципального образования.
На основании позиции, изложенной в пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, соответственно, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение - по общему правилу субъектом Российской Федерации.
Уровень оплаты населением муниципального образования Город Болхов коммунальных услуг по теплоснабжению утвержден Решением Болховского городского Совета народных депутатов. Положение о порядке предоставления из бюджета муниципального образования Город Болхов субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения утверждено также Решением Болховского городского Совета народных депутатов.
Во исполнение названного нормативного акта между ОАО "Болховтеплосети" и Администрацией муниципального образования Город Болхов заключен договор от 11.01.2016 N 7/1 о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов, организации, предоставляющей населению услуги теплоснабжения, регулирующий порядок и условия возмещения выпадающих доходов.
В заключенном между Администрацией муниципального образования Город Болхов и ОАО "Болховтеплосети" договоре от N 2 "Доверительного управления имуществом" в п. 3.8 также установлена обязанность Администрации муниципального образования Город Болхов обеспечить возмездное и безвозвратное перечисление финансовых средств из бюджета г. Болхова в целях возмещения получателю субсидий недополученных доходов в связи с оказанием населению теплоснабженческих услуг, в порядке и на условиях, определенных Положением о порядке предоставления их бюджета муниципального образования Города Болхова субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, представляющих населению услуги теплоснабжения.
Как правомерно отмечено судами, что обязанным лицом по возмещению недополученных доходов в связи с оказанием населению теплоснабженческих услуг является ответчик.
Суды обоснованно сделали вывод о том, что обязанность ресурсоснабжающей организации в части представления расчетов разницы в тарифах на теплоснабжение и документов об объемах поставленного гражданам коммунального ресурса исполнена, так как калькуляции себестоимости услуг и размера подлежащих компенсации сумм субсидий составлялись сторонами ежемесячно. Возражений по объему коммунальной услуги, ее цене и стоимости в материалах дела не имеется.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены подписанные ответчиком без разногласий акты сверки расчетов по возмещению разницы в тарифах за спорный период, по которым общая задолженность ответчика перед истцом составила 502 160,26 руб.
Доказательства погашения данной задолженности в материалах дела отсутствуют.
Исходя из вышеуказанного суд кассационной инстанции считает, что суды сделали правильный вывод об удовлетворении исковых требований.
Согласно п.1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
Согласно п.6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Из материалов дела усматривается, что определение Арбитражного суда Орловской области о принятии искового заявления к производству от 08.11.2017 размещено на официальном интернет-сайте kad.arbitr.ru - 09.11.2017 в 15:02:52 МСК. Определение Арбитражного суда Орловской области о назначении дела к судебного разбирательству от 07.12.2017 размещено на официальном интернет-сайте kad.arbitr.ru - 08.12.2017 в 15:38:31 МСК. Представитель ответчика 29.01.2018 участвовал в судебном заседании суда первой инстанции. Копия решения суда первой инстанции согласно имеющемуся в материалах дела почтовому уведомлению получена представителем ответчика 02.02.2018.
Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном интернет-сайте kad.arbitr.ru - 15.03.2018 в 17:07:46 МСК.
Таким образом, ответчик, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу должен был самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
На основании вышеуказанного довод заявителя жалобы о том, что извещений о времени и месте судебного заседания от апелляционного суда не получал и жалоба была рассмотрена без представителя ответчика подлежит отклонению.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
Однако возможность освобождения государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций полно установили фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, приняли обоснованные решение и постановление, соответствующие нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по делу N А48-8573/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.