г. Калуга |
|
6 марта 2017 г. |
Дело N А54-4116/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Егорова Е.И. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Ижеславль" (ОГРН 1026200698952, г. Рязань, п. Соколовка)
от Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Рязанской области (ОГРН 1046213016409, г. Рязань, ул. Горького, д.1)
от УФНС России по Рязанской области (ОГРН 1046209031857, г. Рязань, проезд Завражнова, д.5)
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (г. Рязань, ул.Крупской, д.17) |
Гудкова Д.С. - представителя (доверен. от 23.08.2016 г.)
Курохтина А.А. - представителя (доверен. от 10.01.2017 г. N 2.2-10/00063)
Куколева В.А. - представителя (доверен. от 13.04.2016 г. N 2.6-21/04639)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ижеславль" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.06.2016 г. (судья Шишков Ю.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 г. (судьи Еремичева Н.В., Григорьева М.А., Мордасов Е.В.) по делу N А54-4116/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ижеславль" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Рязанской области от 15.05.2014 г. N 2880 и о возложении на инспекцию обязанности возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2010 год в сумме 781008 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ФНС России по Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.06.2016 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Рязанской области от 15.05.2014 г. N 2880 в части доначисления земельного налога за 2010 год в сумме 509809 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Ижеславль" просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 3 по Рязанской области по результатам камеральной проверки представленной ОАО "Ижеславль" 16.12.2013 г. уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год составлен акт проверки от 28.03.2014 г. N 16563 и принято решение от 15.05.2014 г. N 2880, которым обществу доначислен земельный налог в сумме 781008 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы инспекции о занижении обществом налоговой базы при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184 из-за неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013 г. по делу N А54-9230/2012. При этом налоговый орган применил показатели кадастровой стоимости, утвержденные Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 г. N 324.
Решением Управления ФНС России по Рязанской области от 02.07.2014 г. N 2.15-12/07229 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, ОАО "Ижеславль" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.2 ст.65 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
В статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 г. N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 г. N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Судами установлено, что ОАО "Ижеславль" с 27.09.1993 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110025:184, общей площадью 21000 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, адрес (местоположение) объекта: Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский район), что подтверждается государственным актом РЯО N 15001107.
Постановление Правительства Рязанской области от 25.11.2009 г. N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Рязанской области" не подлежало применению в целях исчисления земельного налога за 2010 год, в связи с его опубликованием после соответствующего налогового периода. При этом спорный земельный участок в приложениях к данному Постановлению не поименован, и по состоянию на 01.01.2010 г. сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в органе кадастрового учета отсутствовали. Кроме того, согласно пункта 3 Постановления N 324 нормативная цена земельных участков соответствует их кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013 г. по делу N А54-9230/2012, вступившим в законную силу 10.01.2014 г., в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184 установлена кадастровая стоимость равная рыночной стоимости в размере 7308000 руб.
Поскольку в силу вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств Постановление Правительства Рязанской области от 25.11.2009 г. N 324 в целях налогообложения не может быть применено при исчислении земельного налога за 2010 год, а решение суда по делу N А54-9230/2012 вступило в силу 10.01.2014 г., суды сделали правомерный вывод, что при исчислении земельного налога за 2010 г. следует руководствоваться решением Рязанского городского Совета от 13.04.2006 г. N 237-Ш "Об утверждении границ территориальных градостроительных оценочных зон" и постановлением администрации Рязанской области от 10.02.2003 г. N 27 "О кадастровой стоимости земель поселений на территории Рязанской области", согласно которым удельный показатель кадастровой стоимости составлял 1208 руб. 95 коп. за 1 квадратный метр.
Довод общества об отсутствии у него обязанности по уплате земельного налога в 2010 г., мотивированный тем, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет только в декабре 2012 года, отклоняется на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей в спорный период), пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в спорный период).
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а лишь повторяют доводы общества, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.06.2016 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 г. по делу N А54-4116/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.