г.Калуга |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А23-3533/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Степиной Л.В. |
при участии в заседании представителей от:
от общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Тверской" (170042, г.Тверь, наб. Аф.Никитина, д.150): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом;
от Городской Управы города Калуги (248000, г.Калуга, ул.Кутузова, д.2/1): Багнюк А.А. по доверенности от 23.03.2016 N 01/45-16-Д;
от Министерства обороны Российской Федерации (119160, г.Москва, ул.Знаменка, д.19): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Городской управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2016 (судья Харчиков Д.В.) по делу N А23-3533/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Тверской" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Городской управы города Калуги (далее - управа), в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей государственного жилищного фонда, закрепленного за вооруженными силами Министерства обороны Российской Федерации по адресам: г. Калуга, ул. Первых Коммунаров, д. 10А, корп. 1; г. Калуга, с. Некрасово, д. 2 ДОС и д. 3 ДОС; г. Калуга, д. Андреевское, д. 1 ДОС и д. 2 ДОС, выраженного в письмах от 07.04.2016 N 2332/03-16 и от 23.05.2016 N 3832/03-16, и обязании управы рассмотреть заявление общества от 07.04.2016 N 524 об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда закрепленного за вооруженными силами Министерства обороны Российской Федерации по адресам: г. Калуга, ул. Первых Коммунаров, д. 10А, корп. 1; г. Калуга, с. Некрасово, д. 2 ДОС и д. 3 ДОС; г. Калуга, д. Андреевское, д. 1 ДОС и д. 2 ДОС (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 отказано в удовлетворении ходатайства Городской Управе о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2016, жалоба возвращена заявителю.
Городская Управа, ссылаясь на ч.1 ст.273 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2016, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель управы поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные лица, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей в суд округа не обеспечили, дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, согласно договору управления от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02, заключенному между Минобороны России (заказчик), выполняющим правомочия собственника жилищного фонда, и обществом (управляющая организация), заказчик передает управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в перечне жилищного фонда (приложение N 1 к договору), а управляющая организация по заданию заказчика в соответствии с приложениями к договору принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (пункт 2.2). Дома по адресам: г. Калуга, ул. Первых Коммунаров, д. 10А, корп. 1; г. Калуга, с. Некрасово, д. 2 ДОС и д. 3 ДОС; г. Калуга, д. Андреевское, д. 1 ДОС и д. 2 ДОС перечислены в приложении N 1.
Письмом от 18.03.2016 N 373 общество обратилось в управу с заявлением об установлении экономически обоснованных тарифов для нанимателей на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда Минобороны России на территории г. Калуги.
Управа письмом от 07.04.2016 N 2332/03-16 указала на утверждение размера платы за содержание жилого помещения постановлением Городской думы городского округа "город Калуга" от 16.07.2008 N 113.
Общество письмом от 07.04.2016 N 524 повторно просило управу рассмотреть по существу вопрос об установлении тарифов по спорным домам.
Письмом от 23.05.2016 N 3832/03-16 управа повторно отказала обществу, разъяснив, что тариф, установленный постановлением Городской думы городского округа "город Калуга" от 16.07.2008 N 113, применяется без привязки к конкретному дому.
Не согласившись с отказом, выраженным в данных письмах, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд, верно применяя положения ст.ст.198, 200 АПК РФ, правомерно удовлетворил заявленные требований, ввиду следующего.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
Статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
На основании части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Таким образом, обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда, возложена законом на органы местного самоуправления.
В результате судом сделан правомерный вывод о том, что установление размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей государственного жилищного фонда относится к полномочиям управы как в силу положений части 3 статьи 156 ЖК РФ, так и пункта 4 (с учетом содержания пунктов 3.1, 3.2) Перечня полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "город Калуга" в области регулирования тарифов, надбавок, стоимости услуг и платы за жилое помещение и подпункта 2 пункта 3.2 Порядка регулирования платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, или если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (утверждены решением Городской думы города Калуги от 24.03.2010 N 23).
В этой связи не привлечение Городской Думы городского округа город Калуга не могло привести к принятию незаконного судебного акта, учитывая предмет заявленного требования.
Принадлежность жилого фонда Министерству обороны РФ не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность управы совершать запрашиваемые обществом действия.
Суд, руководствуясь п.п. 10,11,29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила содержания общего имущества), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, справедливо отклонил довод управы о том, что к жилищному фонду, находящемуся в управлении общества, должен применяться размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, и (или) которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденный постановлением Городской думы городского округа "город Калуга" от 16.07.2008 N 113.
В частности, данный вывод сделан судом с учетом оценки материалов дела, из которых следует, что при расчете размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденного постановлением Городской думы, не учитывались особенности спорных жилых домов и не применен дифференцированный подход для каждого дома.
Кроме того, судом с учетом положений статей 154, 155, 156, 158 ЖК РФ правомерно не принята ссылка управы на установление спорной платы непосредственно в договоре. Более того, указанный довод опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, суд правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив имеющиеся доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, справедливо удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2016 по делу N А23-3533/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.