г.Калуга |
|
24 марта 2017 г. |
Дело N А84-2264/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В.
|
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Еврокрымтуринвест" (г.Севастополь, ул.Пожарова, д.22, пом. N 24, ОГРН 1149204041403, ИНН 9204019662) - не явились;
от заинтересованных лиц -
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, 2, ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115) - не явились;
Правительства Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, 2, ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231) - не явились;
Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Инфант" (г.Киев, ул.Константиновская, д.1/2) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еврокрымтуринвест" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.10.2016 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 (судьи Градова О.Г., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу N А84-2264/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Еврокрымтуринвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - департамент) от 26.08.2015 N 240 "О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства".
Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Правительство Севастополя (далее - правительство) и общество с ограниченной ответственностью "Компания "Инфант" (далее - компания "Инфант").
Решением суда в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, требование общества удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 10.12.2004 между Севастопольским городским советом (арендодатель) и коммунальным предприятием "Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств" (арендатор) был заключен договор аренды N 10/05 на срок 49 лет на земельный участок из земель рекреационного назначения площадью 2,5607 га, расположенный в районе бухты Круглая г. Севастополя, для коттеджной застройки по обслуживанию иностранных представительств (т.2, л.д.33).
В пункте 2.2 договора указано, что на этом земельном участке расположены строения и сооружения воинской части А 1716 ВМС Украины, которые подлежат сносу в процессе строительства.
28 декабря 2005 г. между коммунальным предприятием "Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств" и компанией "Инфант" был заключен договор о совместной инвестиционной деятельности, предметом которого являлось совместное проектирование и строительство на земельных участках, расположенных в районе бухта Круглая г.Севастополя, а именно: на земельном участке площадью 2,5607 га - коттеджей и объектов инфраструктуры, на земельном участке площадью 0,5443 га - гостинично-жилого комплекса с паркингом и объектами инфраструктуры (т.2, л.д.54).
В силу пункта 3 договора вкладом коммунального предприятия в инвестиционную деятельность является право пользования земельными участками, что составляет 10% капиталовложений, вкладом компании "Инфант" являются собственные и привлеченные денежные средства, что составляет 90% капиталовложений.
Дополнительным соглашением от 20.10.2009 к договору от 28.12.2005 стороны изменили размер вкладов соответственно на 5% и 95%.
17 января 2011 г. стороны договора о совместной деятельности подписали акт распределения результатов совместной деятельности, согласно которому построены коттеджи за N N 1-14 с разной степенью готовности (от 20% до 50%); компания "Инфант" получит в собственность коттеджи за NN 7/1-7/7, 7/10-7/15.
Объекты в эксплуатацию не введены.
2 апреля 2014 г. решением единственного участника ООО "Еврокрымтуринвест" Стефанко О.Н. было предписано увеличить уставный капитал общества путем принятия дополнительного вклада от компании "Инфант" в виде имущества общей стоимостью 17399336,73 гривен; принять в общество нового участника - компанию "Инфант" с долей вклада 99,9943 %; доля Стефанко О.Н. - 0,0057 % (т.1, л.д.15).
Общество перерегистрировано на территории Российской Федерации 03.12.2014.
26 августа 2015 г. департаментом принято распоряжение N 240 "О включении в Реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства".
В приложении к названному распоряжению - Перечне государственного недвижимого имущества (объектов незавершенного строительства), подлежащего включению в Реестр собственности города Севастополя, перечислены коттеджи, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Челнокова (бухта Омега):
1) коттедж N 1, дом N 7/1, площадью 258,5 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1578,
2) коттедж N 2, дом N 7/2, площадью 260,8 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1580,
3) коттедж N 3, дом N 7/3, площадью 264,2 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1631,
4) коттедж N 4, дом N 7/4, площадью 454,2 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1663,
5) коттедж N 5, дом N 7/5, площадью 258,5 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1577,
6) коттедж N 6, дом N 7/6, площадью 454,1 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1666,
7) коттедж N 7, дом N 7/7, площадью 454,0 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1629,
8) коттедж N 8, дом N 7/10, площадью 449,9 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1630,
9) коттедж N 9, дом N 7/11, площадью 451,6 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1332,
10) коттедж N 10, дом N 7/12, площадью 452,9 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1681,
11) коттедж N 11, дом N 7/13, площадью 259,1 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1628,
12) коттедж N 12, дом N 7/14, площадью 257,1 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1627,
13) коттедж N 13, дом N 7/15, площадью 267,7 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1672,
14) коттедж N 14, дом N 7/16, площадью 263,9 кв. м, кадастровый N 91:02:001002:1519.
Указанные объекты поставлены на кадастровый учет по законодательству Российской Федерации.
28 сентября 2015 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) зарегистрировано право собственности города Севастополя на названные объекты недвижимости.
Ссылаясь на то, что право собственности на указанные объекты незавершенного строительства зарегистрировано в 2011 году в Украине за компанией "Инфант" (резидент Украины), которая является участником общества с долей вклада 99,9943%, что составляет 55914862,86 руб., и эта доля сформирована за счет внесенных в уставный капитал общества указанных 14 объектов недвижимости, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения департамента от 26.08.2015 N 240 недействительным.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что до 01.01.2019 особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом города Севастополя от 23.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" (далее - Закон N 3-ЗС) установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" (далее - решение от 17.03.2014 N 7156).
Согласно пункту 6 названного решения государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 521-ПП (далее - Положение о департаменте), департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Пунктами 2.3, 3.2, 3.8, 4.2, 4.21 Положения о департаменте установлено, что основными задачами, функциями, полномочиями и правами департамента являются осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции от имени города Севастополя; правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя; ведение Реестра собственности города Севастополя.
Согласно пунктам 7.1 и 7.3 названного Положения департамент возглавляет директор, который издает распоряжения и приказы, организует контроль за их исполнением.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что департамент вправе распоряжаться имуществом и землей от имени города Севастополя, вести Реестр собственности города Севастополя, при этом издавать распоряжения.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, оспаривая ненормативный правовой акт, лицо должно доказать не только факт того, что он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, но и что он нарушает права и законные интересы этого лица.
Право собственности на спорное имущество за обществом зарегистрировано не было, поэтому суды пришли к правильному выводу о том, что права и законные интересы общества оспариваемым распоряжением не нарушены.
При таких обстоятельствах суд по праву отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.10.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А84-2264/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.