Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 2017 г. N Ф10-823/17 настоящее постановление оставлено без изменения
08 декабря 2016 г. |
Дело N А84-2264/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Еврокрымтуринвест" - Ющука Т.Н.;
от заинтересованного лица, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Сарахмана С.А.;
от заинтересованного лица, Правительства Севастополя - не явился;
от заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Компания "Инфант" - Ющука Т.Н.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еврокрымтуринвест" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 октября 2016 года по делу N А84-2264/2016 (судья Минько О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Еврокрымтуринвест" (299008, ул. Пожарова, д. 22, помещение N 24, г. Севастополь)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь)
заинтересованные лица: Правительство Севастополя (299011, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь)
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Инфант" (ул. Константиновская, д. 1/2, г. Киев, Украина)
о признании недействительным распоряжения,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Еврокрымтуринвест" (с 03 декабря 2014 года присвоен ОГРН 1149204041403, ранее с 01 июня 2011 года зарегистрированное по законодательству Украины с идентификационным N 37745961 - л.д. 10-14, 121-138 т. 1, далее - ООО "Еврокрымтуринвест" или заявитель) требований о признании недействительным распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, далее - Департамент) о включении в Реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства (л.д. 142-149 т. 1). |
Судебный акт мотивирован тем, что Департамент принял распоряжение в пределах своих полномочий, заявитель не доказал нарушение своих прав и выбрал способ защиты, не соответствующий предмету защиты.
ООО "Еврокрымтуринвест" подало апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и удовлетворить заявленные требования на том основании, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что действуют выданные государственными органами Украины документы, подтверждающие право собственности (л.д. 5-7, 15-17 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с перерывом с 24 ноября по 01 декабря 2016 года) Ющук Т.Н., как представитель ООО "Еврокрымтуринвест", поддержал доводы апелляционной жалобы, и, как представитель общества с ограниченной ответственностью "Компания "Инфант" (зарегистрировано по законодательству Украины с идентификационным N 33304497 - л.д. 100-108 т. 1), согласился с доводами апелляционной жалобы. Представитель Департамента Сарахман С.А. с апелляционной жалобой не согласился по тем основаниям, что обжалованное распоряжение принято в пределах полномочий и без нарушений требований законодательства Российской Федерации, заявитель не доказал нарушение своих прав и неправильно избрал способ защиты.
Представитель Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166) в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания на 24 ноября 2016 года Правительство Севастополя извещено определением от 08 ноября 2016 года, копию которого получило 10 ноября 2016 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 1-3 т. 2).
Информация о времени и месте судебного заседания на 24 ноября и перерыве до 01 декабря 2016 года опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 09 и 25 ноября 2016 года соответственно, о чем к делу приобщены письменные доказательства (л.д. 4, 20 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителя Правительства Севастополя.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 22-52, 54-77 т. 2), установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
26 августа 2015 года директором Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Воробьевым А.В. принято распоряжение N 240 "О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства", которым было решено:
пункт 1 - включить в Реестр собственности города Севастополя объекты незавершенного строительства, указанные в приложении к настоящему распоряжению, как имущество, находящееся в казне города Севастополя;
пунктами 2 и 3 решены вопросы исполнения этого распоряжения (л.д. 36 т. 1).
В приложении к названному распоряжению - Перечне государственного недвижимого имущества (объектов незавершенного строительства), подлежащего включению в Реестр собственности города Севастополя (л.д. 37-39 т. 1), указаны коттеджи, расположенные в г. Севастополе, ул. Челнокова (бухта Омега):
1) коттедж N 1, дом N 7/1, площадью 258,5 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1578,
2) коттедж N 2, дом N 7/2, площадью 260,8 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1580,
3) коттедж N 3, дом N 7/3, площадью 264,2 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1631,
4) коттедж N 4, дом N 7/4, площадью 454,2 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1663,
5) коттедж N 5, дом N 7/5, площадью 258,5 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1577,
6) коттедж N 6, дом N 7/6, площадью 454,1 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1666,
7) коттедж N 7, дом N 7/7, площадью 454,0 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1629,
8) коттедж N 8, дом N 7/10, площадью 449,9 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1630,
9) коттедж N 9, дом N 7/11, площадью 451,6 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1332,
10) коттедж N 10, дом N 7/12, площадью 452,9 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1681,
11) коттедж N 11, дом N 7/13, площадью 259,1 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1628,
12) коттедж N 12, дом N 7/14, площадью 257,1 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1627,
13) коттедж N 13, дом N 7/15, площадью 267,7 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1672,
14) коттедж N 14, дом N 7/16, площадью 263,9 кв.м., кадастровый N91:02:001002:1519.
Постановка на кадастровый учет по законодательству Российской Федерации 15, 28-30 апреля, 05 мая 2015 года указанных объектов подтверждается кадастровыми паспортами (л.д. 16-29 т. 1).
Из представленных ООО "Еврокрымтуринвест" выписок из Реестра права собственности на недвижимое имущество Украины следует, что по законодательству Украины право собственности на недвижимое имущество - объекты незавершенного строительства - коттеджную застройку по обслуживанию иностранных представительств, расположенные в г. Севастополе, ул. Челнокова (бухта Омега), было зарегистрировано за ООО "Компания "Инфант" (резидента Украины):
1) дом 7/1 с 60% готовности (л.д. 67-69 т. 1),
2) дом 7/2 с 60% готовности (л.д. 70-72 т. 1),
3) дом 7/3 с 60% готовности (л.д. 66 т. 1),
4) дом 7/4 с 60% готовности (л.д. 73-75 т. 1),
5) дом 7/5 с 40% готовности (л.д. 65 т. 1),
6) дом 7/6 с 40% готовности (л.д. 76-78 т. 1),
7) дом 7/7 с 35% готовности (л.д. 43-45 т. 1),
8) дом 7/10 с 40% готовности (л.д. 46-48 т. 1),
9) дом 7/11 с 40% готовности (л.д. 49-51 т. 1),
10) дом 7/12 с 40% готовности (л.д. 52-54 т. 1),
11) дом 7/13 с 40% готовности (л.д. 55-57 т. 1),
12) дом 7/14 с 60% готовности (л.д. 58-60 т. 1),
13) дом 7/15 с 60% готовности (л.д. 61-62 т. 1),
14) дом 7/16 с 60% готовности (л.д. 63-64 т. 1).
При этом, в выписках из Реестра права собственности на недвижимое имущество указано, что основанием для возникновения права собственности явились разрешения на выполнение строительных работ и договор аренды земельного участка от 10 декабря 2004 года N 10/05.
Из дополнительно истребованных судом апелляционной инстанции доказательств следует, что 10 декабря 2004 года Севастопольским городским советом из земель рекреационного назначения земельный участок площадью 2,5607 га, кадастровый N 8536400000:01:001:0010, расположенный в бухте Круглая г. Севастополя, был предоставлен в аренду на 49 лет коммунальному предприятию "Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживания иностранных представительств" (идентификационный код по ЕГРЮЛП Украины 04013583, далее - коммунальное предприятие "ГД Киевского горсовета ОИП") для коттеджной застройки по обслуживанию иностранных представительств. При этом, на этом земельном участке расположены строения и сооружения воинской части А 1716 ВМС Украины, которые подлежат сносу (пункт 2.2 договора), передача земельного участка произведена без разработки проекта отвода (пункт 6.1 договора). Установлены границы этого земельного участка в натуре. Земельный участок передан арендатору (л.д. 33-49 т. 2).
Ныне в связи с прекращением названного коммунального предприятия с идентификационным кодом по ЕГРЮЛП Украины 04013583 зарегистрировано государственное предприятие "Генеральная дирекция по облуживанию иностранных представительств" (л.д. 78-83 т. 2). Это юридическое лицо имеет зарегистрированный в Российской Федерации филиал, расположенный в г. Москве, улица Арбат, дом 9, корпус 1. Факт регистрации 30 декабря 2014 года филиала этого иностранного юридического лица подтверждается сведениями государственного реестра аккредитованных филиалов (л.д. 50-52 т. 2).
28 декабря 2005 года между коммунальным предприятием "ГД Киевского горсовета ОИП" и ООО "Компания "Инфант" был заключен договор о совместной инвестиционной деятельности по застройке земельных участков в г. Севастополе в районе бухты Круглая. По этому договору коммунальное предприятие "ГД Киевского горсовета ОИП" предоставляло в качестве вклада в инвестиционную деятельность право пользования земельными участками, в том числе на указанный выше земельный участок, что составляет 10% капиталовложений; ООО "Компания "Инфант" за счет собственных и привлеченных денежных средств осуществляет строительство, что составляет 90% капиталовложений. 20 октября 2009 года по дополнительному соглашению N 1 стороны изменили эти части инвестиций на 5% и 95% соответственно. 17 января 2011 года стороны договора подписали акт распределения результатов совместной деятельности, по которому были построены с разными степенями готовности от 20% до 50% коттеджи за NN 1-14, ООО "Компания "Инфант" получит в собственность коттеджи за NN 7/1-7/7, 7/10-7/15 (л.д. 22-32, 54-77 т. 2).
Доказательств ввода объектов в эксплуатацию не представлено.
Из пояснений представителя ООО "Компания "Инфант" и ООО "Еврокрымтуринвест", акта приема-передачи и сведений единого государственного реестра юридических лиц Российской Федерации следует, что ООО "Компания "Инфант" вошло в состав участников ООО "Еврокрымтуринвест", в качестве вклада ООО "Компания "Инфант" решило передать в уставной капитал ООО "Еврокрымтуринвест" объекты незавершенного строительства, расположенные по ул. Челнокова, 7/1, 7/2, 7/3, 7/4, 7/5, 7/6, 7/7, 7/10, 7/11, 7/12, 7/13, 7/14, 7/15, 7/16, о передаче которых 02 апреля 2014 года составлен акт (л.д. 10, 30 т. 1).
Доказательств регистрации права собственности на указанные выше объекты незавершенного строительства за ООО "Компания "Инфант" или ООО "Еврокрымтуринвест" по законодательству Российской Федерации не представлено, из пояснений представителя указанных юридических лиц следует, что такая регистрация не проводилась.
В силу статей 1, 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Частью 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01 января 2017 года на территории города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" (далее - Закон N 3-ЗС) установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17 марта 2014 года, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя".
Согласно пункту 6 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Часть 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием города Севастополя 22 июля 2014 года) предусматривала, что правила об обязательной государственной регистрации ранее возникшего права при государственной регистрации перехода данного права или совершенной после вступления в силу Федерального конституционного закона сделки с объектом недвижимого имущества, установленные пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 13 Закона о регистрации, не применяются к ранее возникшим правам иностранных юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16 июня 2015 года N 521-ПП, действовавшего на день издания оспоренного распоряжения, далее - Положение о Департаменте N 521-ПП) Департамент - является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Пункт 1.8 этого Положения устанавливает, что Департамент является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь.
Основными задачами, функциями, полномочиями и правами Департамента, согласно пунктам 2.3, 3.2, 3.8, 4.2, 4.21 Положения о Департаменте N 521-ПП, являются осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции от имени города Севастополя; правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя; ведение Реестра собственности города Севастополя.
Пункты 7.1 и 7.3 Положения о Департаменте N 521-ПП предусматривали, что Департамент возглавляет Директор Департамента, который издает распоряжения и приказы, организует контроль за их исполнением.
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ юридические лица, имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование и которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.
Согласно статье 12 Закона N 6-ФКЗ для указанной категории юридических лиц действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как следует из установленных обстоятельств, на 18 марта 2014 года государственными (официальными) органами Украины были выданы документы о праве собственности на объекты недвижимости незаконченные строительством, расположенные в г. Севастополе, ООО "Компания "Инфант" - юридическому лицу, которое не находилось и не находится на территории города Севастополя или Республики Крым, являлось и является резидентом государства Украины. Это право собственности за ООО "Компания "Инфант" по законодательству Российской Федерации не подтверждено, государственная регистрация перехода права собственности от ООО "Компания "Инфант" к ООО "Еврокрымтуринвест" не проводилась. Отсутствие таких правоустанавливающих документов, а также зарегистрированного по законодательству Российской Федерации перехода права собственности на это имущество от ООО "Компания "Инфант" к ООО "Еврокрымтуринвест" свидетельствует о недоказанности заявителем нарушения его права собственности на недвижимое имущество.
Такая позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03 июня 2016 года по делу N А-83-1643/2015.
Кроме того, включение в Реестр собственности города Севастополя недвижимого имущества и заявленные в порядке главы 24 АПК РФ требования заявителя свидетельствуют о том, что имеется спор о праве собственности на объекты недвижимого имущества.
Из разъяснений, изложенных в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Таким образом, заявителем избран способ защиты, не соответствующий заявленным требованиям.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы (с учетом приведенных выше обстоятельств и норм законодательства) соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 октября 2016 года по делу N А84-2264/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еврокрымтуринвест" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2264/2016
Истец: ООО "ЕВРОКРЫМТУРИНВЕСТ"
Третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ООО "Компания "Инфант", Правительство Севастополя