г. Калуга |
|
28 марта 2017 г. |
А84-1412/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
Гладышевой Е.В. |
Солодовой Л.В. Нарусова М.М.
Пыркиной О.Н. | |
при участии в заседании: |
|
от истца: Общество с ограниченной ответственностью "НПП "Энергостройресурс", г.Севастополь (ОГРН 1149204070344, ИНН 9201501638)
от ответчика: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
от третьих лиц: Жилищно-строительный кооператив "Возрождение", г.Севастополь
Общество с ограниченной ответственностью "Крымстрой-Мастер", г.Симферополь Правительство города Севастополя
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя |
представитель - внешний управляющий Черникова Ю.В. (определение Хозяйственного суда г.Севастополя от 28.08.2014, определение Арбитражного суда города Севастополя от 04.10.2016) представитель - Остапенко В.А. по доверенности от 10.01.2017 сроком действия до 31.12.2017
представители - Гаранин А.Б. по доверенности от 01.02.2017 сроком действия до 31.12.2017, Калиниченко И.П. по доверенности от 18.03.2017 сроком действия до 28.03.2017, председатель ЖСК "Возрождение" - Яценко Л.В. (протокол общего собрания от 09.11.2014),
не явились, извещены надлежащим образом
представитель - Доденков А.Ю. по доверенности от 12.09.2016 сроком действия на 1 год представитель - Райский Д.И. по доверенности от 07.10.2016 сроком действия до 07.10.2017
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационные жалобы Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.08.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А84-1412/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" (далее - ООО "НПП "Энергостройресурс") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО города Севастополя) о признании незаконным отказа Правительства Севастополя в лице ДИЗО от 08.05.2015 N 887 в заключении договора аренды земельного участка с ООО "НПП "Энергостройресурс" и обязании ДИЗО заключить договор аренды земельного участка площадью 1,86 га, который является частью земельного участка "Г" площадью 11,7232 га кадастровый номер 85 364 000 00:01:002:0038 с ООО "НПП "Энергостройресурс" (с учётом уточнённых требований).
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне истца: жилищно-строительный кооператив "Возрождение" и общество с ограниченной ответственностью "Крымстрой-мастер", на стороне ответчика: Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства.
Определением суда от 30.10.2015 производство по делу части требований о признании незаконным отказа Правительства Севастополя в лице ДИЗО от 08.05.2015 N 887 о заключении договора аренды земельного участка с ООО "НПП "Энергостройресурс" прекращено в связи с отказом истца от требований в указанной части.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 исковые требования удовлетворены в части возложения обязанности на ответчика заключить с истцом договор аренды земельного участка на условиях, изложенных в резолютивной части данного решения суда.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований ООО "НПП "Энергостройресурс" к ДИЗО города Севастополя об обязании заключить договор аренды - отказано. С ООО "НПП "Энергостройресурс" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина за подачу искового заявления в размере 6000 руб.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24.05.2016 отменены решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 с направлением указанного дела на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29.08.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016, исковые требования удовлетворены в части возложения обязанности на ДИЗО города Севастополя заключить с истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 85 364 000 00:01:002:0038 на условиях, изложенных в резолютивной части решения суда.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратились в суд округа с кассационными жалобами на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в которой просят их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 15.02.2017 судебное заседание отложено на 21.03.2017.
В судебных заседаниях представители заявителей поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, просили суд их удовлетворить.
Представитель истца, третьих лиц ЖСК "Возрождение", ООО "Крымстрой-Мастер" возражали против доводов кассационной жалобы, поддержали позицию истца, изложенную в отзыве на кассационные жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, возражений на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационных жалоб, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Севастопольским городским Советом (Арендодатель) и Управлением капитального строительства городской государственной администрации (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 12.12.2005, в соответствии с п.п.1.1, 2.1 которого, Арендодатель в соответствии с Решением Севастопольского городского Совета N 2422 от 20.10.2005 и N 4091 от 30.11.2005 предоставляет, а Арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для строительства и обслуживания (первой очереди строительства) микрорайона "Омега-2А" - многоэтажных жилых домов, школы-коллегиума и парка отдыха с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, который находится в г.Севастополе общей площадью 17,0478 га (далее - договор аренды).
В соответствии с п.3.1 договора аренды, договор заключен сроком на 10 лет.
Пунктом 10.1 договора аренды предусмотрена обязанность Арендатора провести конкурс застройщиков с целью заключения договоров на наиболее выгодных условиях для города Севастополя.
Данный договор зарегистрирован 19.12.2005 в книге регистрации договоров аренды земли под N 0405659.
Между Управлением капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации (далее - Сторона-1) и ООО "НПП "Энергостройресурс" (далее - Сторона-2) по результатам проведенного конкурса по отбору застройщиков 31.07.2007 заключен договор N 11-юр-07 (далее - договор).
Стороны договорились направлять свои силы на реализацию проекта, связанного со строительством на земельном участке, определенном в п.1.2. настоящего договора (в дальнейшем - земельный участок), строительство многоэтажного жилого дома - корпус 14 и 15 (далее - объект), вводом его в эксплуатацию и передачей объектов инвестирования в этом объекте в собственность юридическим и физическим лицам.
В соответствии с п.2.1.2 договора Сторона-1 обязуется, в частности: предоставить земельный участок, указанный в п.1.2. данного договора, для производства строительных работ; получение технических условий на энергообеспечение, водоснабжение и водоотвод, газоснабжение, телефонизацию, на выполнение норм пожарной безопасности; обеспечить получение исходных данных и условий на проектирование, разрешения на проведение строительных работ, а также другой необходимой для выполнения настоящего договора документации, ордеров, разрешений и так далее; содействовать в получении разрешения на выполнение строительных работ в соответствии с нормами действующего законодательства (п.3.2 разд.3 договора).
Пунктом 2.2. договора определено, что с целью выполнения обязательств Стороны-2 по настоящему договору, Сторона-1 передает полномочия Стороне-2 на заключение соответствующего соглашения для привлечения средств от юридических и физических лиц - будущих собственников объектов инвестирования в рамках механизмов, предусмотренных статьей 4 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" N 1560 от 18.09.1991, а также на заключение других договоров и соглашений, не противоречащих действующему законодательству Украины.
Стороны договорились, что Сторона-2 обязана организовать и осуществить выполнение своих обязанностей и реализацию своих прав и полномочий таким образом, чтобы обеспечить: передачу Стороне-1 квартир общей площадью 2% от общей площади всех квартир в объекте, конкретные квартиры, подлежащие передаче Стороне-1 определяются по соглашению Сторон после ввода объекта в эксплуатацию; участие в создании инженерно-транспортной инфраструктуры г.Севастополя в соответствии с решением Севастопольского городского Совета N 1429 от 22.10.2013 "О нормах долевого участия (взносов) застройщиков в создании социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры г.Севастополя" (п.2.9 договора).
Согласно пункту 5.1 договора, договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по договору.
Во исполнение условий договора, 24.12.2007 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г.Севастополе выдано разрешение N 1348 на выполнение строительных работ сроком действия до 30.06.2009.
Согласно представленной истцом в материалы дела фотокопии документа о соглашении на застройку земельного участка, Управление капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации (далее - УКС СГГА) дало удостоверенное 30.01.2010 частным нотариусом согласие на строительство ООО "НПП "Энергостройресурс" многоквартирного жилого дома - корпуса 14 и 15 - 1 очередь строительства на земельном участке площадью: 1,86 га по тому же адресу.
Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г.Севастополе 08.02.2008 осуществлена перерегистрация разрешения на выполнение строительных работ ООО "НПП "Энергостройресурс" от 24.12.2007 N 1348, сроком действия разрешения до 31.06.2009.
В настоящее время ООО "НПП "Энергостройресурс" находится в процедуре банкротства и согласно определения Хозяйственного суда города Севастополя от 28.08.2014 по делу N 5020-9/140-10/322-РФ в отношении ООО "НПП "Энергостройресурс" введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, внешним управляющим утверждена Черникова Ю.В.
В соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 22.07.2015 N 606-РП Управление капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации передало по договору цессии от 29.07.2015 Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя право требования по вышеуказанному договору N 11-юр-07 от 31.07.2007 в полном объеме.
В соответствии с указанным распоряжением и договором уступки права требования (цессии) от 29.07.2015, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя и ООО "НПП "Энергостройресурс" 29.07.2015 заключили дополнительное соглашение N 2 к договору N 11-юр-07 от 31.07.2007, согласно которому в п.8.5 договора N 11-юр-07 от 31.07.2007, Стороной-1 следует считать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
Письмом от 16.02.2015 N Ч-1040/2-14 Правительство Севастополя уведомило внешнего управляющего ООО "НПП "Энергостройресурс" Черникову Ю.В. о том, что в соответствии с Законом города Севастополя N 3-ЗС от 24.04.2014 "О бывшей государственной собственности Украины и определения порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" собственником земельного участка с кадастровым номером 85 364 000 00:01:002:0038 площадью 1,86 га, расположенном по адресу: район бухты Омега, застройка микрорайона "Омега-2" - 1 очередь строительства, город Севастополь, является город федерального значения Севастополь.
Обращаясь в суд с данным иском, истец со ссылкой на статью 29 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001, пункты 6, 7 статьи 3 Закона Севастополя N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" указывает, что Правительство Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям, являясь лицом, осуществляющим правомочия собственника относительно земель государственной формы собственности города федерального значения Севастополя, уклоняется от заключения договора аренды земельного участка, что для последнего является обязательным.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции при новом рассмотрении дела ООО "НПП "Энергостройресурс" представило доказательства повторных неоднократных обращений к Губернатору г. Севастополя, Департаменту имущественных и земельных отношений города Севастополя с заявлениями о заключении договора аренды (письма от 14.09.2015, 26.10.2015, 16.11.2015, 04.05.2016, 06.06.2016, 18.07.2016), однако во внесудебном порядке соответствующий договор заключен не был.
Разрешая спор по существу, суды исходили из следующего.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены в Законе города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
Указанным Законом N 46-ЗС регламентированы вопросы, связанные с видами вещных и обязательственных прав, существовавших у граждан и юридических лиц в отношении имущества до 24.03.2014 применительно к законодательству Российской Федерации.
Закон направлен на сохранение всех видов прав, в том числе пользования земельных участков, возникших до 24.03.2014, что согласуется с приведенными требованиями Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014.
Судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что поскольку договор N 11-юр-07 заключен 31.07.2007 в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы материального права Украины в части оценки договоров, а в части оценки наличия или отсутствия оснований для заключения договора аренды земли - законодательство Российской Федерации и города Севастополя.
Приходя к выводу о том, что к истцу не перешло право застройки земельного участка (суперфиций) в понимании норм ГК Украины, суды в то же время пришли к выводу о том, что ООО "НПП "Энергостройресурс" вправе рассчитывать на применение положений пункта 7 статьи 3 Закона N 46-ЗС в результате приобретения обществом права собственности на объект незавершенного строительства, находящийся на спорном земельном участке (пункт 3 статьи 415 ГК Украины).
С учетом содержания пункта 2.4 договора N 11-юр-07 от 31.07.2007, положений пункта 3 статьи 415 ГК Украины суд исходил из того, что истец не лишен права требовать заключения договора по указанным основаниям.
Из положений статей 1130, 1131, части 1 статьи 628 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) следует, что по договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются совместно действовать без создания юридического лица для достижения определенной цели, не противоречащей закону.
Договор о совместной деятельности заключается в письменной форме. Условия договора о совместной деятельности, в т.ч. координация общих действий участников или ведение их общих дел, правовой статус выделенного для совместной деятельности имущества, покрытие затрат и убытков участников, их участие в результатах и прочие условия определяются по договоренности сторон, если иное не установлено законом об отдельных видах совместной деятельности.
Содержание договора составляют условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, являющиеся обязательными согласно актам гражданского законодательства.
Как указали суды, из условий договора и обстоятельств дела следует, что стороны фактически вступили в правоотношения, предусмотренные параграфом 1 главы 77 Гражданского кодекса Украины, действовавшего на момент заключения договора о совместной деятельности.
Из условий договора N 11-юр-07 от 31.07.2007, предусмотренных пунктами 1.1., 1.2., 2.7., 3.2., 5.1. следует, что земельный участок предоставляется застройщику на период строительства.
Согласно статье 1134 ГК Украины внесенное участниками имущество, которым они владели на праве собственности, а также полученная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы являются совместной долевой собственностью участников, если иное не установлено договором простого товарищества или законом.
Из материалов дела следует, что УКС СГГА получено от Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля разрешение на выполнение строительных работ N 1348 от 24.12.2007, согласно договора аренды земельного участка, рег. УЗР N 00045 от 19.12.2005 для выполнения строительных работ по строительству жилых домов первой очереди строительства микрорайона "Омега-2А", первый пусковой комплекс, корпус 14В.
Согласно пункту 2.4 договора N 11-юр-07 от 31.07.2007 Сторона-1 передает Стороне-2 необходимые исходные документы на строительство объекта - решение Госархстройконтроля г.Севастополя на выполнение строительных работ, копию действующих технических условий для подключения ко всем инженерным сетям и коммуникациям.
Согласно акту от 07.02.2008 по заказу ООО "НПП "Энергостройресурс" на основании договора 11-юр-07 от 31.07.2007 осуществлены работы по выносу в натуре земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома площадью 1,86 га, выделенного из земельного участка кадастровый номер: 85 364 000 00:01:002:0038.
По акту приема-передачи земельного участка для производства строительных работ от 10.04.2008 УКС СГГА передал ООО "НПП "Энергостройресурс" указанный земельный участок площадью 1,86 га.
Подпунктом 8 п. 3.2 указанного договора установлена обязанность стороны-2 производить в пользу стороны-1 платежи за аренду земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 762 ГК Украины за пользование имуществом с нанимателя взыскивается плата, размер которой устанавливается договором найма.
Требования Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (правопреемника УКС СГГА по договору N 11-юр-07 от 31.07.2007) к ООО "НПП "Энергостройресурс" в связи с арендой земельного участка включены в реестр требований о передаче жилых помещений определением от 15.10.2015 по делу А84-1142/2014-2% общей площади всех квартир в корпусе N 14-В первой очереди строительства в микрорайоне "Омега-2А" г. Севастополя, что составляет 79,77 кв. м, в денежном выражении 2 393 100 руб., в реестр требований кредиторов определением от 15.10.2015 по делу А84-1142/2014 - в размере 306 466 руб. 47 коп.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что фактически условия договора 11-юр-07 от 31.07.2007 содержат в себе, в том числе, условия о предоставлении ООО "НПП "Энергостройресурс" за плату в пользование спорного земельного участка без установления срока такого пользования.
Доводы заявителей об отсутствии согласия в установленном порядке на заключение договора с собственником земельного участка подлежат отклонению в силу следующего.
Исходя из содержания пункта 10.1 договора аренды от 12.12.2005 арендодатель обязал арендатора провести конкурс застройщиков с целью заключения договоров на наиболее выгодных условиях для города Севастополя. То есть фактически Севастопольский городской Совет наделил УКС СГГА правом выбора лица, которое будет осуществлять строительство дома и соответственно пользование земельным участком без указания на необходимость согласования выбранного застройщика с арендодателем. Порядок выбора застройщика УКС СГГА обременен исключительно необходимостью проведения конкурса.
В установленном договором порядке по итогам конкурса был определен победитель, с которым и заключен договор 11-юр-07 от 31.07.2007, выдано нотариальное согласие на застройку земельного участка.
Ко всему прочему, ООО "НПП "Энергостройресурс являлось застройщиком земельного участка, согласно договору 11-юр-07 от 31.07.2007 и разрешений на строительство, в соответствии с законодательством Украины.
Так, согласно ст. 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий" физические и юридические лица, которые намереваются осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности либо пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, при делегировании им таких полномочий соответствующими советами, разрешение на строительство объекта градостроительства (далее - разрешение на строительство).
В рассматриваемых отношениях исходя из Решений Севастопольского городского Совета N 2422 от 20.10.2005 и N 4091 от 30.11.2005, условий договора аренды земельного участка от 12.12.2005 (п.п.1.1, 2.1, 10.1) Севастопольский городской Совет делегировал полномочия исполнительному органу власти (УКС СГГА) как по выбору застройщика и соответственно выдаче ему необходимых разрешений, так и заключению с ним договора.
Далее статьей 24 того же Закона Украины "О планировании и застройке территорий", предусмотрено, что физические и юридические лица, заинтересованные в осуществлении строительства объектов градостроительства, подают письменное заявление о предоставлении разрешения на строительство в исполнительный орган соответствующего совета или Киевскую либо Севастопольскую городскую государственную администрацию.
К заявлению прилагается документ, который удостоверяет право собственности или пользования земельным участком.
В случае, если заказчик (застройщик) не является владельцем или пользователем земельного участка, также подается нотариально засвидетельствованное согласие владельца земельного участка на застройку этого участка, а если участок находится в пользовании, - нотариально засвидетельствованные согласия владельца и пользователя земельного участка на ее застройку. Перечень других документов и материалов, необходимых для получения разрешения на строительство, которые прилагаются к письменному заявлению, порядок их рассмотрения определяются региональными и/или местными правилами застройки.
При принятии сельским, поселковым или городским советом решения о предоставлении земельного участка из земель государственной либо коммунальной собственности для размещения объекта градостроительства в порядке, определенном земельным законодательством, указанное решение одновременно является разрешением на строительство этого объекта.
Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получение разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом.
Таким образом, законодательством Украины установлены особенности пользования земельным участком при предоставлении его застройщику при запланированной органами власти застройке земельного участка.
Первичным является выбор застройщика в установленном порядке (статья 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий"), который как видно из материалов настоящего дела соблюден органами власти (представительным органом власти делегированы полномочия соответствующему исполнительному органу власти по выбору застройщика на конкурсной основе; земельный участок предоставлен для застройки по договору N 11-юр-07 от 31.07.2007; выбранному застройщику исполнительным органом власти выдано нотариальное согласие на застройку; застройщику выданы необходимые разрешения на строительство).
При этом приведенными положениями закона допускалась ситуация отсутствия у застройщика оформленного права пользования земельным участком, которая компенсировалась наличием нотариального согласия собственника (пользователя) земельного участка на его застройку. Как было указано, ООО "НПП "Энергостройресурс" 30.01.2010 выдано нотариальное согласие на застройку земельного участка Управлением капитального строительства СГГА, которого соответствующими полномочиями в отношении застройщика наделил Севастопольский городской Совет.
В таком случае, следует исходить из того, что ООО "НПП "Энергостройресурс" договор 11-юр-07 от 31.07.2007, предусматривающий, помимо прочего, право пользования спорным земельным участком ООО "НПП "Энергостройресурс, которое неотъемлемо от обязательств строительства, заключен его сторонами в соответствии с законодательством Украины. В связи с этим, доводы заявителей об отсутствии государственной регистрации договора N 11-юр-07 от 31.07.2007, не могут быть приняты во внимание.
Коль скоро, истец как официальный застройщик земельного участка, обладающий необходимыми разрешениями на строительство, являлся законным пользователем спорного земельного участка, то в силу приведенных положений пункта 8 статьи 3 Закона N 46-З, вправе рассчитывать на легализацию своего права пользования земельным участком в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как правильно указал суд, к моменту вынесения обжалуемых судебных актов истек срок действия договора аренды земельного участка от 12.12.2005 (12.12.2015). Однако на момент обращения ООО "НПП "Энергостройресурс" с иском в суд указанный договор являлся действующим. Истечение сроков действия договоров от 12.12.2005 и N 11-юр-07 от 31.07.2007 не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку ООО "НПП "Энергостройресурс" обратилось с заявлением о заключении с ним договора аренды до окончания сроков действия вышеуказанных договоров. Иное толкование нарушало бы права общества, действовавшего разумно и осмотрительно при заблаговременном обращении с соответствующим заявлением.
Ссылаясь на положения пунктов 1, 2 статьи 10 ГК РФ, суд оценил доводы ответчика об истечении срока действия договоров от 12.12.2005 и N 11-юр-07 от 31.07.2007 как злоупотребление правом и не принял их во внимание.
В связи с этим, суд находит правильными выводы суда о наличии права у истца обратиться к собственнику земельного участка с требованием о заключении договора аренды по основаниям, установленным земельным законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом примененных судом положений пункта 6 статьи 22, пункта 10 части 2 статьи 39.6, пункта 6 статьи 39.14, подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в связи с признанием определением суда от 21.04.2016 по делу А84-1142/2014 права собственности ООО "НПП "Энергостройресурс" на объект незавершенного строительства, возведенного в соответствии с разрешением на выполнение строительных работ от 24.12.2007 N 1348, выданным Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля по выполнению работ по "строительству жилых домов 1-й очереди строительства микрорайона "Омега-2А" в г. Севастополе, расположенную в г. Севастополе, в микрорайоне "Омега2А" на части земельного участка "Г" с кадастровым номером: 85364000 00:01:002:0038, новый кадастровый номер 91:02:001002:872.
В соответствии со статьей 35 ЗК РФ не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что истец обращался с заявлением о перезаключении договора, ему было отказано по основаниям отсутствия регистрации права собственности на незавершенный строительством объект.
Вместе с тем, как указал суд, у застройщика отсутствует безусловная обязанность осуществлять регистрацию такого права в условиях продолжения строительства объекта, что не исключает права претендовать на продление арендных отношений в целях завершения строительства объекта строительства.
В указанной части, исходя из пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", разъяснений пункта 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд верно указал, что поскольку продление сроков аренды для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства не предполагает необходимости заключения сделок в отношении объекта незавершенного строительства - регистрация указанного объекта не обязательна.
Кроме того, суд не принял во внимание ссылку ответчика на то, что нормы Закона Российской Федерации нельзя применить к спорным правоотношениям, поскольку земельный участок, о заключении договора аренды которого просит истец, не сформирован и не проведен государственный кадастровый учет данного участка.
Из материалов дела усматривается, что условия спорного договора аренды содержат достаточные сведения, позволяющие определенно установить земельный участок, передаваемый в аренду. Договором N 11-юр-07 от 31.07.2007 земельный участок площадью 1,86 га достаточно индивидуализирован истцом при обращении с иском, в материалы дела представлена схема расположения земельного участка, ответчиком границы земельного участка не оспорены.
Суд округа не усматривает достаточных оснований для переоценки выводов суда в указанной части.
Ко всему прочему, в данном случае необходимо учитывать, что в силу специфики сложившейся ситуации, связанной с переходными положениями законодательства, а также фактических отношений сторон, отсутствие государственного учета земельного участка обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли истца.
Суд округа также учитывает, что разрешение данного спора затрагивает права большого круга лиц, участников долевого строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов ООО "НПП "Энергостройресурс" в деле о банкротстве общества.
Заявители не привели суду сведений о реальной возможности защиты интересов дольщиков иным путем, в том числе путем принятия каких-либо конкретных мер со стороны органов власти для разрешения сложившейся социальной ситуации.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.08.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А84-1412/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В.Гладышева |
Судьи |
Л.В.Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.