25 февраля 2016 г. |
Дело N А84-1412/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2016.
В полном объёме постановление изготовлено 25.02.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Проценко А.И.,
Гоголя Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Мосейчук М.А.,
при участии:
представителей истца - Черниковой Ю.В., внешний управляющий на основании определения Хозяйственного суда города Севастополя от 28.08.2014 по делу N 5020-9/140-10/322-РФ; Мардамшиной А.М., доверенность N 1/02-2016 от 15.02.2016,
представителей ответчика - Шалыка А.Н., доверенность N 04 от 12.01.2016; Остапенко В.А., доверенность N 03 от 12.01.2016,
представителя третьего лица (Жилищно-строительный кооператив "Возрождение") - Гаранина А.Б., доверенность б/н от 18.01.2016,
представителей третьего лица (Жилищно-строительный кооператив "Возрождение") - Яценко Л.В., приказ N 1 от 21.11.2014; Юн Г.Б., доверенность N 4 от 18.01.2016,
представителя третьего лица (Правительство Севастополя) - Доденкова А.Ю., доверенность N 5110/31/2-15 от 28.09.2015,
представителя третьего лица (Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя) - Райского Д.И., доверенность N 01-14/694-Д-исх от 22.06.2015,
представителя третьего лица (Общество с ограниченной ответственностью "Крымстрой-Мастер") - не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительства города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 по делу N А84-1412/2015 (судья Ражков Р.А.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "НПП "Энергостройресурс"
(пер.Античный,3, оф.1, г.Севастополь, 299014)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
(ул.Ленина,2, г.Севастополь, 299011)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Жилищно-строительного кооператива "Возрождение"
(пер.Античный,3, г.Севастополь, 299014)
Общества с ограниченной ответственностью "Крымстрой-Мастер"
(ул.Бородина,18Д, 303, г.Симферополь, Республика Крым, 295022)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Правительства Севастополя
(ул.Ленина,2, г.Севастополь, 299011)
Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя
(ул.Ленина,2, г.Севастополь, 299011)
о понуждении заключить договор аренды, оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НПП "Энергостройресурс" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа N 887 от 08.05.2015 о заключении договора аренды земельного участка с истцом и обязании заключить договор аренды земельного участка площадью 1,86 га, который является частью земельного участка "Г" площадью 11,7232 га, кадастровый номер 85 364 000 00:01:002:0038.
Исковые требования со ссылкой на статьи 445, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы уклонением ответчика, являющегося лицом, осуществляющим правомочия собственника земель государственной формы собственности города федерального значения Севастополя, от предусмотренной законом обязанности по заключению договора аренды земельного участка.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 30.10.2015 производство по делу в части требований о признании незаконным отказа Правительства Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям от 08.05.2015 N 887 о заключении договора аренды земельного участка с истцом прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части требований.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 исковые требования удовлетворены в части возложения обязанности на ответчика заключить с истцом договор аренды земельного участка на условиях, изложенных в резолютивной части данного решения суда.
Решение суда первой инстанции мотивировано наличием оснований для удовлетворения исковых требований, в части возложения обязанности на ответчика по заключению с истцом договора аренды земельного участка, предусмотренной Законом Севастополя N 46-ЗС от 25.06.2015 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, 03.12.2015 Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 по делу N А84-1412/2015 отменить и принять новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, 08.12.2015 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 по делу N А84-1412/2015 отменить и принять новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, 10.12.2015 Правительство города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 по делу N А84-1412/2015 отменить и принять новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к тому, что решение суда первой инстанции принято при неполном исследовании доказательств по делу и установлении фактических обстоятельств по делу, поскольку Севастопольский городской Совет, как орган, выступающий от лица территориальной громады Севастополя и обладающий полномочиями по распоряжению землями в границах города Севастополя, не выступал стороной по Договору N 11-Юр-07, в связи с чем данный договор не является договором суперфиция в понимании статьи 102-1 Земельного кодекса Украины, а поэтому на данный договор не могут распространяться положения частей 6, 7 статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Определениями от 10.12.2015, 16.12.2015 и от 16.12.2015 вышеуказанные апелляционные жалобы приняты к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебное разбирательство назначено на 19.01.2016.
Определением от 19.01.2016 судебное разбирательство отложено на 09.02.2016.
В судебное заседание 09.02.2016 все лица, участвующие в деле, обеспечили явку своих представители, кроме Общества с ограниченной ответственностью "Крымстрой-Мастер", которое о дате и времени судебного заседания было уведомлено надлежащим образом, о чем имеются почтовые уведомления о вручении, о причинах неявки суд не уведомило.
В данном судебном заседании объявлялись перерывы.
После перерыва 17.02.2016 явились представители сторон, а также третьих лиц - Жилищно-строительного кооператива "Возрождение", Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, между Севастопольским городским Советом (Арендодатель) и Управлением капитального строительства городской государственной администрации (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 12.12.2005, в соответствии с пунктом 1.1 которого, Арендодатель в соответствии с Решением Севастопольского городского Совета N 2422 от 20.10.2005 и N 4091 от 30.11.2005 предоставляет, а Арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для строительства и обслуживания (первой очереди строительства) микрорайона "Омега-2А" - многоэтажных жилых домов, школы-коллегиума и парка отдыха с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, который находится в г.Севастополе (том 1, л.д. 20-30) / далее - Договор аренды /.
В соответствии с пунктом 2.1. Договора аренды, в аренду передается земельный участок общей площадью 17,0478 га, в том числе: земельный участок "А", площадью 1,8433 га для строительства парка отдыха; земельный участок "Б", площадью 2,4439 га для строительства многоэтажного жилого дома; земельный участок "В", площадью 1,0374 га, для строительства многоэтажного жилого дома; земельный участок "Г", площадью 11,7232 га для строительства школы коллегиума и многоэтажных жилых домов.
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды, договор заключен сроком на 10 лет.
Пунктом 10.1 Договора аренды предусмотрена обязанность Арендатора провести конкурс застройщиков с целью заключения договоров на наиболее выгодных условиях для города Севастополя.
Настоящий Договор вступает в силу после подписания сторонами и государственной регистрации (пункт 14.1 Договора аренды).
Данный договор зарегистрирован 19.12.2005 в книге регистрации договоров аренды земли под N 0405659 (том 2, л.д. 11).
Протоколом N 1 заседания конкурсной комиссии по отбору застройщиков Управления капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации от 30.07.2007 застройщиком-победителем по строительству многоэтажного жилого дома - корпус 14 и 15 в микрорайоне "Омега-2а" определено Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" (далее - ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс"), как подавшее предложение с наиболее выгодными условиями (том 1, л.д. 32).
31.07.2007 между Управлением капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации (далее - Сторона-1) и ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" (далее - Сторона-2) был заключен договор N 11-юр-07 (далее - Договор) /том 1, л.д. 33-38/.
Стороны договорились направлять свои силы на реализацию проекта, связанного со строительством на земельном участке, определенном в пункте 1.2. настоящего договора (в дальнейшем - земельный участок), строительство многоэтажного жилого дома - корпус 14 и 15 (далее - объект), вводом его в эксплуатацию и передачей объектов инвестирования в этом объекте в собственность юридическим и физическим лицам. Под объектом инвестирования, в соответствии с проектно-сметной документацией, стороны понимают квартиры и нежилые помещения, предназначенные для размещения в них пунктов торговли и социально-бытового обслуживания (пункт 1.1 Договора).
Пункт 1.2 Договора содержит сведения о земельном участке, согласно которого местоположение: г. Севастополь, район бухты Омега, застройка микрорайона "Омега-2а" - очередь строительства; кадастровый номер: 85 364 000 00:01:002:0038; размер: 1,86 га; целевое назначение: строительство многоэтажного жилого дома - корпус 14 и 15; решение Севастопольского городского Совета N 2422 от 20.10.2004 "О передаче в аренду земельного участка для строительства микрорайона "Омега-2а" (1 очередь строительства) управлению капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации".
Пунктом 2.1.1. Договора Сторона-1 передает, а Сторона-2 принимает функции заказчика строительства Объекта в части: обеспечение строительства проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу и утверждение в установленном порядке; выполнение функций генподрядной строительной организации путем выполнения работ по сооружению Объекта собственными силами и средствами и в случае необходимости - заключение договоров с субподрядными организациями на выполнение строительно-монтажных, специальных и пусконаладочных работ, проведение расчетов за выполненные работы и услуги связанные со строительством; сдача Объекта в эксплуатацию совместно со Стороной-1; осуществление мер по оформлению права собственности физических и юридических лиц на проинвестированные ими объекты инвестирования в Объекте.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Договора Сторона-1 оставляет за собой выполнение таких функций заказчика строительства объекта, в частности, получение разрешения на строительство объекта и другой необходимой для строительства объекта документации, ордеров, разрешений и тому подобное при наличии необходимой документации предоставленной стороной
Сторона-1 обязуется, в частности: предоставить земельный участок указанный в пункте 1.2. данного договора, для производства строительных работ; получение технических условий на энергообеспечение, водоснабжение и водоотвод, газоснабжение, телефонизацию, на выполнение норм пожарной безопасности; обеспечить получение исходных данных и условий на проектирование, разрешения на проведение строительных работ, а также другой необходимой для выполнения настоящего договора документации, ордеров, разрешений и так далее; содействовать в получении разрешения на выполнение строительных работ в соответствии с нормами действующего законодательства (пункт 3.2 Раздела 3 договора).
Пунктом 2.2. Договора определено, что с целью выполнения обязательств Стороны-2 по настоящему Договору, Сторона-1 передает полномочия Стороне-2 на заключение соответствующего соглашения для привлечения средств от юридических и физических лиц - будущих собственников объектов инвестирования в рамках механизмов, предусмотренных статьей 4 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" N 1560 от 18.09.1991, а также на заключение других договоров и соглашений, не противоречащих действующему законодательству Украины.
На протяжении 1 месяца после подписания Договора, Сторона-1 передает Стороне-2 пакет документов, подтверждающих имущественные права Стороны-1, в том числе: копию утвержденного решения Севастопольского городского Совета N 2422 от 20.10.2004 "О передаче в аренду земельного участка для строительства микрорайона "Омега-2а" (1 очередь строительства) Управлению капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации"; нотариально заверенную копию договора аренды земельного участка от 12.12.2005 (пункт 2.3. Договора).
Пунктом 2.6. Договора стороны договорились, что одновременно с подписанием настоящего Договора Сторона-1 передает Стороне-2 право распоряжения имущественными правами на объекты инвестирования в объекте для дальнейшей передачи физическим и юридическим лицам, которые полностью проинвестируют их строительство.
Стороны договорились, что Сторона-2 обязана организовать и осуществить выполнение своих обязанностей и реализацию своих прав и полномочий таким образом, чтобы обеспечить: передачу Стороне-1 квартир общей площадью 2% от общей площади всех квартир в Объекте, конкретные квартиры, подлежащие передаче Стороне-1 определяются по соглашению Сторон после ввода Объекта в эксплуатацию; участие в создании инженерно-транспортной инфраструктуры г.Севастополя в соответствии с решением Севастопольского городского Совета N 1429 от 22.10.2013 "О нормах долевого участия (взносов) застройщиков в создании социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры г.Севастополя" (пункт 2.9 Договора).
Разделом 4 Договора определено, что финансирование работ, связанных с выполнением настоящего Договора, осуществляет Сторона-2 по собственному усмотрению с использованием выбранного ею механизма, предусмотренного статьей 4 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности".
Согласно пункту 5.1 Договора, договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по договору.
Во исполнение условий договора, 24.12.2007 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе было выдано разрешение N 1348 на выполнение строительных работ сроком действия до 30.06.2009 (том 1, л.д. 45).
Согласно представленной истцом в материалы дела фотокопии документа о соглашении на застройку земельного участка, Управление капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации дало удостоверенное 30.01.20108 частным нотариусом согласие ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" на строительство многоквартирного жилого дома - корпуса 14 и 15 по адресу: г.Севастополь, район бухты Омега, застройка микрорайона "Омега-2а" - 1 очередь строительства на земельном участке площадью: 1,86 га, предоставленном Управлению капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации на основании заключенного между указанным Управлением и Севастопольским городским Советом Договора аренды земельного участка сроком на 10 лет, зарегистрированного 19.12.2005 Севастопольским городским главным УЗР под N 00045, номенклатурный N 0405659 (том 1, л.д. 98).
08.02.2008 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г.Севастополе была осуществлена перерегистрация разрешения на выполнение строительных работ от 24.12.2007 N 1348, сроком действия разрешения до 31.06.2009 (том 1, л.д. 46)
В настоящее время ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" находится в процедуре банкротства и согласно определения Хозяйственного суда города Севастополя от 28.08.2014 по делу N 5020-9/140-10/322-РФ (том 1, л.д. 14-19), в отношении ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, внешним управляющим утверждена Черникова Юлия Викторовна.
В соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 22.07.2015 N 606-РП Управление капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации передало по договору цессии Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя право требования по вышеуказанному договору N 11-юр-07 от 31.07.2007 в полном объеме.
Так, 29.07.2015 Управление капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации, в лице председателя ликвидационной комиссии Швец Ленины Ремовны, действующей на основании распоряжения и.о. губернатора города Севастополя от 25.05.2014 N 152 "О ликвидации Севастопольской городской государственной администрации", во исполнение Распоряжения Правительства Севастополя от 22.07.2015 N 606-РП, (далее - цедент) и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, в лице исполняющего обязанности директора Брусенцева Алексея Анатольевича, действующего на основании Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 171-ПП. (далее - цессионарий) заключили договор уступки права требования (цессии) (далее - Договор цессии) (том 1, л.д. 74-75).
Согласно пунктов 1.1 и 1.2 Договора цессии цедент уступает, а цессионарий принимает права (требования) в полном объеме по договору N 11-юр-07 от 31 июля 2007 года, заключенному между цедентом и ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" (далее - должник). Уступка права (требования) по договору N 11-юр-07 от 31 июля 2007 года осуществляется цедентом безвозмездно.
29.07.2015 Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя и ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" заключили дополнительное соглашение N 2 к договору N 11-юр-07 от 31.07.2007, согласно которого в соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя от 22.07.2015 N 606-РП, договором уступки права требования (цессии) от 29.07.2015, заключенным между Управлением капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, пункт 8.5 договора N 11-юр-07 от 31.07.2007, стороной-1 договора N 11-юр-07 от 31.07.2007 считать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (том 1, л.д. 76).
Письмом от 16.02.2015 N Ч-1040/2-14 Правительство Севастополя уведомило внешнего управляющего ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" Черникову Ю.В. о том, что в соответствии с Законом города Севастополя N 3-ЗС от 24.04.2014 "О бывшей государственной собственности Украины и определения порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" собственником земельного участка с кадастровым номером 85 364 000 00:01:002:0038 площадью 1,86 га, расположенном по адресу: район бухты Омега, застройка микрорайона "Омега-2" - 1 очередь строительства, город Севастополь, является город федерального значения Севастополь (том 1, л.д.39).
30.03.2015 внешним управляющим ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" Черниковой Ю.В. в адрес Губернатора города Севастополя было подано письмо исх. N 1 с просьбой дать указание заключить договор аренды земельного участка с ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" с указанием квартир, предназначенных для обманутых дольщиков и очередников, ожидающих улучшения жилищных условий, которое получено в этот же день, о чем свидетельствует отметка на указанном письме с вх. N 4895/51/1-15 (том 1, л.д. 92).
Департамент по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя в адрес внешнего управляющего ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" Черникову Ю.В. направил письмо от 08.05.2015 N 887, согласно которого вопрос о заключении с ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" договора аренды земельного участка, площадью 11,7232 га для строительства микрорайона "Омега-2А" в г.Севастополе может быть рассмотрен после подтверждения права собственности за указанным Обществом на объекты незавершенного строительства, путем регистрации данного права, в связи с чем представленный проект договора аренды земельного участка был возвращен без подписания (том 1, л.д. 93-94).
В ответе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 1056 от 28.05.2015 на обращение внешнего управляющего ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" Черниковой Ю.В. (исх. N 1 от 30.03.2015) так же указал на возможность рассмотрения вопроса о заключении с ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" договора аренды земельного участка, площадью 11,7232 га для строительства микрорайона "Омега-2А" в г.Севастополе только после подтверждения права собственности за указанным Обществом на объекты незавершенного строительства, путем регистрации данного права (том 1, л.д. 95)
14.09.2015 внешний управляющий ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" Черникова Ю.В. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям с письмом исх.N 2, в котором повторно просит дать указание заключить с застройщиком ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" договор аренды земельного участка по адресу: г.Севастополь, ул.П.Корчагина с целью обеспечения обманутых дольщиков и очередников г.Севастополя квартирами (том 1, л.д. 96).
Обращаясь в суд с данным иском, истец со ссылкой на статью 29 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001, указывает на то, что поскольку Правительство Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям, являясь лицом, осуществляющим правомочия собственника относительно земель государственной формы собственности города федерального значения Севастополя, уклоняется от заключения договора аренды земельного участка, что для последнего является обязательным, истец обратился в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.
В своих дополнительных письменных пояснениях от 01.10.2015 истец в обоснование заявленных требований также ссылался пункты 6, 7 статьи 3 Закона Севастополя N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Так, истец считает, что имеет право на получение земельного участка под осуществляемым им строительством в аренду по основаниям, предусмотренным пунктами 6, 7 статьи 3 Закона Севастополя N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", как лицо, с которым до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" заключен договор на право застройки земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и соответственно, на основании вышеуказанной нормы ответчик обязан заключить с ним договор аренды соответствующего земельного участка.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор), ратифицированный 21.03.2014.
Согласно части 1 статьи 1 Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены в Законе города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 46-ЗС представленные гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право застройки земельного участка (суперфиций) соответствуют праву аренды земельных участков.
Стороны по договору о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд и договору на право застройки земельного участка, которые заключены до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2017 расторгнуть такие договоры и заключить договор аренды земельного участка. При этом срок договора аренды и размер арендной платы должны соответствовать условиям расторгаемого договора права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договора на право застройки земельного участка, если соглашением сторон не установлено иное.
Частью 7 статьи 3 Закона N 46-ЗС установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен договор о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договор на право застройки, находится в государственной и муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды соответствующего земельного участка. При этом, с даты государственной регистрации права аренды земельного участка договор о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договор на право застройки считаются расторгнутыми.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды на земельные участки в соответствии с настоящей частью, правила определения условий такого договора устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, имущественных и земельных отношений (далее - орган нормативно-правового регулирования), на предмет соответствия правил определения условий договора аренды земельного участка требованиям законодательства Российской Федерации
Таким образом, для установления обязанности ответчика заключить договор аренды земельного участка с истцом необходимо установить, заключался ли с истцом до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 договор о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договор на право застройки (суперфиций).
Согласно статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 1211 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.
Как видно из материалов дела, договор N 11-юр-07 был заключен 31.07.2007 в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины.
Учитывая изложенное, применению к спорным правоотношениям подлежат нормы материального права Украины в части оценки договоров, а в части оценки наличия или отсутствия оснований для заключения договора аренды земли - законодательство Российской Федерации и города Севастополя.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Украины, в редакции, действовавшей с 14.06.2007 (далее - ГК Украины) вещным правом на чужое имущество является, в том числе право застройки земельного участка (суперфиций).
В соответствии частью 1 статьи 413 ГК Украины собственник земельного участка имеет право предоставить ее в пользование другому лицу для строительства промышленных, бытовых, социально-культурных, жилых и других зданий и сооружений (Суперфиций). Такое право возникает на основании договора или завещания.
Частью 1 статьи 102-1 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей с 20.06.2007 (далее - ЗК Украины), среди прочего предусмотрено, что право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) возникает на основании договора между собственником земельного участка и лицом, изъявившим желание пользоваться этим земельным участком для таких потребностей, в соответствии с Гражданским кодексом Украины.
Таким образом, субъектами данных правоотношений могут выступать собственник земельного участка и лицо, изъявившее желание пользоваться этим земельным участком для таких потребностей.
В соответствии с указанной статьей суперфиций - это договорное, отчуждаемое, наследуемое право пользования земельным участком, переданным платно или бесплатно лицу для строительства и эксплуатации на нем зданий и сооружений, на которые у последнего возникает право собственности.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений" от 01.07.2004 N 1952-IV вещные права на чужое недвижимое имущество, к которым относится право застройки, подлежат обязательной государственной регистрации.
Из изложенного следует вывод, что право пользования чужим земельным участком для застройки является в понимании норм Земельного кодекса Украины и Гражданского кодекса Украины вещным правом на земельный участок, подлежащим регистрации в установленном порядке.
Из пункта 12 Переходных положений ЗК Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных фондах которых государству принадлежат доли (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Как указывалось выше, между Управлением капитального строительства Севастопольской городской государственной администрации, являющимся арендатором земельного участка, и ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" был заключен договор N 11-юр-07 от 31.07.2007, по условиям которого стороны договорились направлять свои силы на реализацию проекта, связанного со строительством на земельном участке многоэтажного жилого дома, вводом его в эксплуатацию и передачей объектов инвестирования в этом объекте в собственность юридическим и физическим лицам.
Пунктом 2.2. указанного Договора определено, что с целью выполнения обязательств Стороны-2 по настоящему Договору, Сторона-1 передает полномочия Стороне-2 на заключение соответствующего соглашения для привлечения средств от юридических и физических лиц - будущих собственников объектов инвестирования в рамках механизмов, предусмотренных статьей 4 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" N 1560 от 18.09.1991, а также на заключение других договоров и соглашений, не противоречащих действующему законодательству Украины.
Статьей 1132 ГК Украины предусмотрено, что по договору простого товарищества стороны (участники) берут обязательства объединить свои вклады и совместно действовать с целью получения прибыли или достижения иной цели.
Вкладом участника считается все то, что он вносит в совместную деятельность (общее имущество), в том числе денежные средства, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи (часть 1 статьи 1133 указанного Кодекса).
В соответствии со статьей 1 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" от 18.09.1991 N 1560-XII, в редакции, действовавшей на момент заключения договора, инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
Часть 1 статьи 875 ГК Украины устанавливает, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется построить и предоставить в установленный срок объект или выполнить другие строительные работы в соответствии с проектно-сметной документации, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку (фронт работ), передать утвержденную проектно-сметную документацию, если эта обязанность не возлагается на подрядчика, принять объект или законченные строительные работы и оплатить их.
Таким образом, из указанных норм и положений Договора 11-юр-07 от 31.07.2007 следует, что указанный Договор по своей правовой природе является смешанным договором, содержащим в себе элементы договора простого товарищества, строительного подряда и инвестиционной деятельности.
С учетом вышеизложенного, коллегия судей приходит к выводу о том, что Договор 11-юр-07 от 31.07.2007 не является договором на право пользования чужим земельным участком для застройки в понимании норм законодательства Украины, регулировавшего земельные правоотношения на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, т.е. договором суперфиция, в связи с чем к нему не могут быть применены нормы пункта 7 статьи 3 Закона N 46-ЗС, а поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика - государственного органа, уполномоченного на распоряжение таким земельным участком, обязанности по заключению договора аренды соответствующего земельного участка.
При этом ссылка истца об отсутствии нормативно-правового обоснования изложенных в апелляционных жалобах доводов, в данном случае не состоятельна.
На основании вышеизложенного коллегия судей считает, что решение суда первой инстанции принято при неправильном установлении и исследовании всех обстоятельств дела и применении норм материального права, в связи с чем, имеются все основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права не установлено.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ, поскольку апелляционные жалобы поданы органами государственной власти, которые в силу Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов за подачу апелляционной жалобы в данном случае не разрешается.
Указанный подход также отражен в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", согласно которого если апелляционная жалоба была подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции, так как истец не подавал апелляционной жалобы и не является ответчиком по делу.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" согласно пункту 1 статьи 333-41 НК РФ отсрочка уплаты государственной пошлины может быть представлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.
Пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации среди прочего сказано, что при подаче исковых заявлений неимущественного характера уплачивается государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований, то с последнего как с лица, которому была дана отсрочка по уплате государственной пошлины, подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина за подачу искового заявления в арбитражный суд в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 по делу N А84-1412/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" к Департаменту по имущественным и земельными отношениям города Севастополя об обязании заключить договор аренды, отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс" (пр.Античный,3, офис 1, г.Севастополь, ОГРН 1149204070344, ИНН 9201501638) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу искового заявления в размере 6000,00 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев в Арбитражный суд Центрального округа по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Остапова |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1412/2015
Истец: ООО "Научно-производственное предприятие "Энергостройресурс"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ЖСК "Возрождение", ООО "Крымстрой-Мастер", ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Черникова Юлия Викторвна, Яценко Людмила Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1282/16
21.03.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2171/15
15.02.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2171/15
13.12.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2171/15
29.08.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1412/15
31.05.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1282/16
24.05.2016 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2171/15
16.05.2016 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2171/15
25.02.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2171/15
11.12.2015 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1412/15
10.11.2015 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1412/15