г.Калуга |
|
30 марта 2017 г. |
ДелоN А84-2860/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Лукашенковой Т.В. |
|
Степиной Л.В. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Добромир" (ОГРН 1149204003618, ИНН 9204001922, ул. Сельская, 4а, г. Севастополь, 299055) - Рулевой А.В. доверенность от 17.01.2017;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю (ул. Пушкина, 2, г. Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления МВД России (ул. Промышленная, 1, г. Севастополь, 299040) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Севастопольской таможни (пл. Нахимова, 5А, г. Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Добромир" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.09.2016 (судья Архипенко А.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2016 (судьи Евдокимов И.В., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А84-2860/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Добромир" (далее - ООО "Добромир", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными действий Отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю (далее Отдел ГИБДД), выраженных в форме письменного отказа в совершении регистрационных действий по заявлениям N N 4382869, 4386121, 4384884, 4384443, 4383657, 4385711, 4386590, 4385282, а также о возложении на Отдел ГИБДД обязанности провести регистрацию автомобилей: Ford Transit, 2008 года выпуска, регистрационный знак СН3089АМ; Mercedes-Benz, 2001 года выпуска, регистрационный знак CH6364АК; Isuzu NQR71P, 2008 года выпуска, регистрационный знак CH1247AI; JAC HFC 1020K, 2008 года выпуска, регистрационный знак CH9268АI; Ford Тransit, 2008 года выпуска, регистрационный знак CH4832AH; ЗАЗ 110557, 2007 года выпуска, регистрационный знак CH7804AC; Volkswagen Transporter, 2008 года выпуска, регистрационный знак CH5266AM, Fiat Nuovo doblo, 2013 года выпуска, регистрационный знак СН2945АО с выдачей паспортов транспортных средств.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Севастопольская таможня.
20.09.2016 определением Арбитражного суда города Севастополя настоящее дело объединено в одно производство с делами N N А84-2861/2016, А84-2862/2016, А84-2863/2016, А84-2864/2016, А84-2865/2016, А84-2866/2016, А84-2867/2016.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2016, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержала позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили; о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, выслушав позицию представителя Общества, кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Как установлено судом, 23.11.2014 между ООО "Добромир" (покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Тульчинка-Юг" (продавец), учрежденным по праву Украины и не приведшим свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации в порядке пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", заключены договоры купли-продажи транспортных средств N N 1-7, 9 (далее - Договоры купли-продажи), в соответствии с которыми продавец обязался передать в собственность покупателя следующие транспортные средства:
- автомобиль Fiat Nuovo doblo, 2013 года выпуска, регистрационный знак СН2945АО, свидетельство о регистрации транспортного средства N САО997179, выданное Севастопольским МРЭО;
- автомобиль Mercedes-Benz, 2001 года выпуска, регистрационный знак СН6364АК, свидетельство о регистрации транспортного средства N САЕ793984, выданное Севастопольским МРЭО;
- автомобиль Ford Тransit, 2008 года выпуска, регистрационный знак СН3089АМ, свидетельство о регистрации транспортного средства N САК896934, выданное Севастопольским МРЭО;
- автомобиль Isuzu NQR71P, 2008 года выпуска, регистрационный знак СН1247АI, свидетельство о регистрации транспортного средства N СНС033794, выданное Севастопольским МРЭО;
- автомобиль JAC HFC 1020K, 2008 года выпуска, регистрационный знак СН9268АI, свидетельство о регистрации транспортного средства N САА800624, выданное Севастопольским МРЭО;
- автомобиль Ford Тransit, 2008 года выпуска, регистрационный знак CH4832AH, свидетельство о регистрации транспортного средства N САА647031, выданное Севастопольским МРЭО;
- автомобиль ЗАЗ 110557, 2007 года выпуска, регистрационный знак CH7804AC, свидетельство о регистрации транспортного средства N СНС026381, выданное Севастопольским МРЭО;
- автомобиль VOLKSWAGEN TRANSPORTER, 2008 года выпуска, регистрационный знак CH5266AM, свидетельство о регистрации транспортного средства N САО209108, выданное Севастопольским МРЭО.
30.11.2015 постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу N А84-1130/2015 признано право собственности ООО "Добромир" на вышеперечисленные транспортные средства.
19.04.2016 ООО "Добромир" обратилось в Отдел ГИБДД с заявлениями N N 4382869, 4386121, 4384884, 4384443, 4383657, 4385711, 4386590, 4385282 о регистрации принадлежащих ему транспортных средств на основании регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных ООО "Тульчинка-Юг" в соответствии с законодательством Украины до 18.03.2014.
19.04.2016 Отдел ГИБДД на основании пункта 3 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных приказом МВД N 1001 от 24.11.2008, принял решения об отказе в совершении регистрационных действий в отношении принадлежащих ООО "Добромир" автомобилей, в связи с предоставлением документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, указав, что представленные транспортные средства не прошли таможенное оформление, отсутствует ПТС, выданный таможенным органом.
Несогласие с отказом послужило основанием обращения Общества в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
Как установили суды, обращение за регистрацией произведено в период действия российского законодательства. На дату совершения сделки по реализации транспортных средств продавец данных транспортных средств - ООО "Тульчинка-Юг" свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации не привел и перерегистрацию в качестве российского юридического лица не прошел.
Покупатель транспортных средств - ООО "Добромир" на дату их приобретения был зарегистрирован в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ряд вопросов перерегистрации транспортных средств на территории Республики Крым и города Севастополя, связанных с вхождением указанных субъектов в состав Российской Федерации последовательно урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации N 897 (утратило силу в связи с истечением срока его действия 01.01.2015) и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2015 N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя (действовало на момент возникновения спорных в настоящем деле правоотношений, далее - постановление Правительства N 399).
Так, постановление Правительства N 399 предоставило возможность проведения регистрации транспортных средств, находящихся во владении физических и юридических лиц, право собственности на которые возникло на указанных территориях в период до 18.03.2014, в упрощенном порядке, с выдачей "временных" регистрационных знаков и без выдачи паспорта транспортного средства. Регистрационное действие, которое совершается в отношении указанных лиц, состоит в замене документов и государственных регистрационных знаков Украины на российские.
В частности, относительно юридических лиц постановление N 399 предусмотрело следующий порядок (пункт 1): до 1 января 2018 г. регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - транспортные средства), находящихся во владении юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом следующих особенностей:
а) регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, совершаются без выдачи паспортов транспортных средств на основании:
документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве российского юридического лица;
регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г.;
документов, подтверждающих полномочия заявителя на владение транспортным средством и (или) представление интересов собственника транспортного средства (доверенность, договор лизинга либо иной договор), оформленных в соответствии с законодательством Украины и действовавших на 18 марта 2014 г.;
страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
б) указанные в подпункте "а" настоящего пункта регистрационные действия на основании доверенности, подтверждающей полномочия заявителя на представление интересов собственника транспортного средства, выданной в соответствии с законодательством Украины и действовавшей на 18 марта 2014 г., осуществляются в отношении не более чем одного находящегося во владении гражданина транспортного средства;
в) при совершении регистрационных действий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контроль за уплатой утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси не осуществляется;
г) срок действия выданных в соответствии с настоящим постановлением регистрационных документов и государственных регистрационных знаков составляет 5 лет.
Исходя из названных положений, субъектом названного упрощенного порядка выступают только прошедшие перерегистрацию в качестве российских юридические лица, зарегистрированные по законодательству Украины.
После произведенной в соответствии с пунктом 1 названного Порядка регистрации указанные лица могли воспользоваться пунктом 2 Порядка, который определял следующее.
Регистрационные действия с транспортными средствами, зарегистрированными в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, связанные с изменением собственника транспортного средства, осуществляются в установленном порядке при представлении документов, указанных в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 1 настоящего постановления, и документов, удостоверяющих право собственности граждан и юридических лиц на транспортные средства, в том числе заключенных в установленном порядке договоров или вступивших в законную силу судебных решений.
Таким образом, субъектами процедуры, предусмотренной пунктом 2 названного Порядка (регистрация смены собственника), вновь образованные по законодательству Российской Федерации (к их числу относится заявитель по настоящему делу) юридические лица могут выступить только в том случае, если предыдущий правообладатель (юридическое лицо, зарегистрированное на территориях Республики Крым и города Севастополь по законодательству Украины), прошел перерегистрацию в качестве российского юридического лица, и заменил регистрационные документы и государственные регистрационные знаки Украины на временные российские по пункту 1 Порядка.
Лица, которые не подпадают под действие названного упрощенного Порядка, таким образом, имеют право получения допуска к дорожному движению находящихся в их владении транспортных средств в общем порядке.
Как правомерно указали суды, общий порядок регулируется следующими нормами закона.
В силу статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент), для государственной регистрации транспортного средства в регистрирующий орган должны быть представлены, в том числе документы на транспортное средство, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно, в силу пункта 15.4.1 Административного регламента к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемым заявителями для совершения регистрационных действий, относит паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.
Отсутствие названных документов (Общество на государственную регистрацию представило регистрационные документы и государственные регистрационные знаки Украины) свидетельствует об отсутствии возможности у органов ГИБДД совершить требуемое регистрационное действие в названном порядке.
Суды установили отсутствие доказательств, позволяющих квалифицировать названные транспортные средства, как товары Таможенного союза, руководствуясь положениями подпункта 37 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в силу которых товарами Таможенного союза признаются находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза; изготовленные на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно согласился с доводами государственного органа и третьего лица о том, что приобретенные ООО "Добромир" транспортные средства имеют статус иностранных товаров и для введения в оборот на территории Российской Федерации и допуска к участию в дорожном движении должны пройти соответствующие таможенные процедуры, в частности, с целью получения необходимых для регистрации документов.
Таковым, в частности, являются паспорта транспортных средств, которые, в соответствии с пунктом 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134, выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1001 не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Отсутствие указанных документов на автомобили, по поводу регистрации которых в орган ГИБДД обратилось Общество, таким образом, привело суд к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого отказа.
Приводя в кассационной жалобе довод о неучете судом результатов разрешения арбитражными судами спора о праве собственности по делу А84-1130/2015, заявитель не учитывает, что орган ГИБДД, мотивируя отказ, не подвергал сомнению факт приобретения Обществом права собственности на автомобили по сделкам купли-продажи, следовательно, указанные судебные акты не имеют значения для разрешения настоящего спора.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.09.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2016 по делу N А84-2860/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.